Хнум

Образ в искусстве

Именно Анубиса чаще всего изображали в искусстве Древнего Египта. В самом начале его представляли черным псом. Стоит отметить, что оттенок был чисто символическим, он отражал цвет трупа после натирания его содой и смолой для дальнейшей мумификации. Кроме того, черный отражал цвет ила в реке и ассоциировался с плодородием, предвещал возрождение в мире мертвых. Позже изображения изменились, представлять бога смерти Анубиса стали в форме человека с головой шакала.

Вокруг его тела проходила лента, а в руках он держал цепь. Что касается погребального искусства, то изображался он как участник мумификации либо же сидящим на могиле и охраняющим ее. Самым уникальным и необычным изображением Анубиса стала находка в гробнице Рамсеса второго в городе Абидос, где лик бога был полностью человеческий.

№4. Его жена – Апнут, а его дочь – Кебечет.

Во многих формах древней мифологии происхождение определенных фигур затенено или иным образом изменяется между различными описаниями историй, и в этом отношении Анубис ничем не отличается. Различные версии дают Анубису различное происхождение, что, в свою очередь, может привести к различным интерпретациям его общего положения и расположения в древнеегипетском пантеоне. Египетские Боги и Богини Ра, Хесат, Бастет, Нефтис и Осирис — все они предлагаются в различных комбинациях как родители Анубиса. Различия возникают в зависимости от того, чей счет читается. Кроме того, более поздние греческие записи, такие как история Плутарха, отличаются от классических египетских. Однако, независимо от его происхождения, связь Анубиса со смертью и преступным миром остается относительно постоянной, Жена Анубиса — Анпут, богиня похорон и мумификации. Их дочь — богиня змей Кебечет, богиня очищения.

Амон и тайны богов Египта

Величественное и важнейшее божество Древнего Египта — царь богов и бог солнца. Изначально он был покровителем города Фивы, но с развитием и увеличением влияния Фив Амон становился все более важным и почитаемым божеством.

В 16-14 вв. до н. э. Амон слился воедино с богом солнца Ра и стал самым могущественным божеством всего божественного пантеона. С тех пор бога солнца в Египте называли Амон-Ра.

Амон-Ра считался царем всех богов, покровителем, заступником и творцом. Фараоны верили, что именно Амон-Ра помогает им справедливо и мудро управлять государством и одерживать победу над врагами и недругами.

Также обожествлялись сами фараоны, ведь они считались сыновьями Амона-Ра. Посему зачастую фараоны носили имена, которые включали в себя имя божества.

В честь царя богов возведены красивейшие храмы, самые известные из них построены в Карнаке и Луксоре. Самый величественный храм воздвигнут в Карнаке, его площадь составляет 260 000 кв. метров. Во время праздника долины из него выносили статую Амона-Ра, и бог общался с народом с помощью жрецов. Многие сложные вопросы решались в тот день, решение Амона-Ра не подвергалось сомнению.

Животными Амона-Ра были гусь и баран, они олицетворяли мудрость и спокойствие. Самого бога изображали в виде человека, в короне и со скипетрами. Иногда образ бога имел вид человека с головой барана. Часто тело Амона-Ра было покрыто голубой краской, так как ценность этой краски позволяла использовать ее только для самых почитаемых богов.

Религиозные функции

Главной функцией одного из богов Египта Анубиса была охрана могил. Считалось, что он охраняет пустынные некрополи на западных берегах Нила. Об этом свидетельствуют тексты, высеченные на могилах. Также он занимался бальзамированием и мумифицированием трупов. В погребальных камерах фараонов проводились обряды, где жрецы, надевая маску шакала, выполняли все необходимые процедуры, чтобы ночью бог защитил тело от злых сил. По легендам, Анубис спасал тела умерших от разъяренных сил, используя для этого раскаленный железный прут.

Сет в образе леопарда пытался разорвать тело Осириса, а Анубис спас его, заклеймив мужа своей биологической матери. С тех пор считается, что так у леопарда появились пятна, а жрецы, посещая покойников, надевали их шкуры, чтобы отпугнуть нечисть. Бог Египта Анубис также отводил души умерших на суд Осириса, как и греческий Гермес, приводил покойников к Аиду. Именно он решал, чья душа на весах тяжелее. И от того, как он взвесит душу усопшего, зависело, попадет она на небеса или отправится в пасть страшному чудовищу Амат, представлявшего собой гиппопотама со львиными лапами и пастью крокодила.

Период Нового царства, XVI-XI века до нашей эры

В египетской мифологии Анубис – это бог мертвых, сын Осириса и Нефтиды, сестры Исиды. Новорожденного бога мать прятала от Сета, своего законного супруга, в болотах Нила. Впоследствии его нашла Исида, богиня-мать, которая и воспитала Анубиса. Спустя какое-то время Сет, превратившись в леопарда, убил Осириса, разорвав его тело на кусочки и разбросав по всему миру.

Помогал Исиде собрать останки Осириса Анубис. Он завернул тело своего отца в специальную ткань, и, по легенде, именно так возникла первая мумия. Именно благодаря этому мифу Анубис стал покровителем некрополей и богом бальзамирования. Таким образом сын хотел сохранить тело отца. По приданию, у Анубиса была дочь Кебхут, которая совершала возлияния в честь умерших.

Древнеегипетский бог смерти

В основном изображали Анубиса с телом человека и головой шакала. Его главная миссия заключалась в переправлении души в загробный мир. Есть записи, что он являлся людям в период Старого царства, принимая образ Дуата. По легендам, его матерью была богиня Нефтида, а супругой стала богиня Инут.

Больше всего Анубису поклонялись в Кинополе — столице семнадцатого египетского нома. В одном из циклов описаний богов покровитель мертвых помогал Изиде в поисках частей Осириса. А вот во времена анимистических представлений представал перед жителями Анубис в образе собаки черного цвета.

Со временем египетская религия развивалась, и Анубис изменил свой образ. Теперь его изображали как человека с головой собаки. Кинополь стал центром поклонения богу смерти. По мнению египтологов, распространение культа было чрезвычайно быстрым по тем временам. По мнению жителей Древнего царства, это божество являлось хозяином загробного мира, и звали его Хентиаментиу. До появления Осириса он был главным на всем Западе. В других источниках указано, что это не его имя, а название места, где расположен храм поклонения Анубису. Дословный перевод этого слова звучит как «самый первый житель запада». Но после того, как египтяне начали поклоняться Осирису, многие функции Дуата перешли новому верховному богу.

Особенности изображения человеческого тела в Древнем Египте

Древнеегипетский канон требовал изображать каждую часть тела так, чтобы она была видна наилучшим образом. Это приводит к тому, что в одной фигуре человека или бога сочетаются точки зрения с разных сторон. Голова, руки и ноги всегда изображаются в профиль, а глаза, плечи и грудная клетка — в анфас. Обычно силуэт фигуры обводится контуром, что делает его цельным. Чаще всего используется правый профиль, реже — левый.

Такой принцип распространялся и на другие предметы. Например, на фреске из поместья Небамуна XIV века до н. э. мы видим бассейн сверху, как на плане, но рыбы и птицы в нем нарисованы в профиль. Прямо изображены и деревья вокруг.

Живописцы Древнего Египта не стремились передать портретное сходство, но считали важным рассказать о социальном статусе изображенного человека. Так появляются характерные атрибуты фараона, воина, писца, крестьянина и так далее. Кроме того, значимость воспроизводимых фигур подчеркивалась масштабом. Фараона делали более высоким, по сравнению с его женой или воинами, а фигурки слуг были совсем маленькими.

Карающая сила богини

Древние египтяне считали Сехмет вестницей войн, однако они не относили её к злым божествам. Несмотря на то, что по приказу Ра она спустилась на землю и уничтожила едва ли не весь род людской, её называли защитницей. Сехмет – разрушительная сила, однако она необходима в борьбе с настоящим злом. 

В Египте верили, что при отсутствии должного почтения Сехмет может жестоко наказать даже невинных людей. Например, во время правления Аменхотепа III в Египте бушевала страшная эпидемия чумы. 

Вспышка заболевания прекратилась лишь после того, как по приказу фараона было изготовлено более сотни статуй Сехмет. Конечно, сегодня связь этих событий кажется нам наивной, однако в древности люди действительно верили, что болезни и войны находятся во власти суровой богини.

Главными культовыми центрами Гора были Хем, Пе и Бехдет

Гор был одним из самых важных божеств в Древнем Египте. Для него были построены многочисленные храмы. Его статуя была помещена во внутреннее святилище, где только первосвященнику было разрешено посещать его. Места, где Гору поклонялись, слишком многочисленны, чтобы перечислять. Его главными культовыми центрами были Хем, где он был спрятан в детстве; Пе, где он потерял глаз в битве с Сетом; и Бехдет. Все эти центры были в дельте региона Египта. Гор остается выдающейся фигурой в поп-культуре сегодня и он появляется в многочисленных фильмах, телесериалах и играх. Stargate SG-1 — канадско-американский военный научно-фантастический телесериал, который был чрезвычайно успешным и получил множество наград. Гор появляется в Звездных Вратах SG-1 как сын Ра и Хатор. В фильме 2016 года «Боги Египта» Хорус является выдающимся персонажем, который жаждет вернуть трон, отняв его у своего дяди Сета. Гор также является одним из божеств в видеоигре Smite, в которой игроки выбирают божество для участия в командном бою.

Пантеон

Карта центров культов наиболее почитаемых божеств Древнего Египта.                 


              Абу+Сунет

(Элефантина+Сиена, I)

Бехдет (АполлонопольВеликий, II)

Баст (Бубастис, XVIII)

Инбу-хедж (Мемфис, I)

Уасет(Фивы, IV)

Амон (Зевс)

Александрия (самост. полис)

Иуну (Гелиополь, XIII)

Нехен (Иераконполь, III)

Абджу (Абидос, VIII)

Нени-несу(Гераклеополь Великий, XX)

Хемену(Гермополь Великий, XV)

Сау (Саис, IV,V)

Тер-рему (Леонтополь 1, XI)

о-ва Па-иу-рек (Филы, I), Сенем (Абатон, I), Сетет (Сатис, I)

Даны египетские названия городов, в скобках — древнегреческие. Название города справа от точки — правый берег Нила или его рукава, слева — левый (исключения: 1. Александрия — находился на морском побережье, не у реки; 2. Абу (Элефантина), Па-иу-рек (Филы), Сенем (Абатон), Сетет (Сатис) — города/поселения/культовые центры на островах посередине реки).

Древнеегипетская религия, со всем присущим ей разнообразием богов, являлась результатом слияния независимых племенных культов.

Внешний вид

Египетские боги отличаются необычным, порой весьма причудливым видом. Это связано с тем, что религия Египта складывалась из множества локальных верований. Со временем некоторые боги приобрели аспекты, а некоторые сливались друг с другом, например, Амон и Ра образовали единого бога Амона-Ра. Всего египетская мифология насчитывает около 700 богов, хотя большинство из них почитались лишь в определённых местностях.

Большинство богов представляют собой гибрид человека с животным, хотя у некоторых об их природе напоминают только украшения, как скорпион на голове богини Селкет. Несколько богов представлены абстракциями: Амон, Атон, Нун, Бехдети, Кук, Ниау, Хех, Герех, Тенему.

Зачатие и рождение Гора

Бог Гор в древнем Египте имеет отдельную мифическую историю о своем зачатии. Его отцом и матерью были Осирис и Изида. В те времена битва за власть была довольно жестокой. У Осириса был брат – Сет, который и убил его еще до зачатия Гора, дабы завладеть страной. Хотя, по одной из легенд, Сет считался не дядей, а братом Гора. Но Изида своей магией вернула к жизни мужа, чтобы успеть зачать ребенка. Но Сет на этом не успокоился, и второй раз кровожадно убил Осириса, расчленив его тело. Таким образом он рассчитывал, что воскресить его больше не будет возможности. Изиде пришлось скрываться в папирусовых топях Нила, чтобы выносить и родить Гора, так как Сет мечтал убить и ее вместе с ребенком.

По легенде, когда родился древний бог Гор, в это время на востоке загорелась яркая звезда. Изида защищала сына своей магией, пока тот не достиг юношеского возраста. За это время он не только успешно обучался сам, но и помогал обретать знания другим. В 30 лет Гор принял от Анубиса духовное посвящение. Согласно легендам, у молодого бога было 12 учеников, с которыми он вместе исцелял больных.

Облик Анубиса

Анубис выглядел, как человек с головой шакала или полностью в виде шакала.

В древнем Египте животные, подобные шакалам, управляли кладбищами. Они выкопали свежепохороненные трупы, разрывали их плоть и съедали ее.

Историки полагают, что именно это побудило древних египтян изобразить бога загробной жизни как шакала. Новые генетические исследования показывают, что древний египетский шакал вообще не шакал, а древний волк.

Кожа Анубиса часто изображается в черном цвете, а шакалы обычно коричневые. Причина в том, что черный цвет является символом смерти, но также является символом плодородной и черной почвы Нила.

Древнеегипетский пантеон

Древнеегипетский пантеон начал формироваться уже в додинастические времена (конец V тыс. до н. э. — 3.100 г. до н. э.), когда были заложены основы разделения на солнечных, лунных и земных богов.

Самыми древними были лунные боги, поскольку ранние земледельческие цивилизации связывали сельскохозяйственный цикл с лунными фазами. Считалось, что зерновые получают от луны больше пользы, чем от солнца, а в религиозных гимнах говорится, что бог Луны «дарует плодородие в ночное время».

К лунным богам в древнеегипетском пантеоне относятся Тот, Хонсу, Осирис, Ях, Мин, Хор; богини Баст, Хатхор, Нут, Исида. Лунные боги связаны с культами плодородия, счетом времени (первым календарем был лунный), смерти и возрождения (ассоциируемыми с природными циклами).

Символами и атрибутами лунных божеств часто являлись бык/корова, баран (или рога барана), глаз (смотрящее ночное Солнце), зеркало, круг, змея, кот/кошка, крылья, лодка, полумесяц, столп/конус. Цвета лунных божеств: белый, красный или черный, в зависимости от фазы Луны.

Поклонение Сехмет и её семье

Как ни странно, но семья Сехмет не разделяла нрава богини. К примеру, супругом полульвицы был бог Птах, великий создатель и творец. На мой взгляд, это очень символично – единство силы созидающей и разрушающей. 

Центром культа этой загадочной пары являлся Мемфис, однако храм Птаха находился за городскими стенами, поскольку подчёркивал отрешённость бога от всего мира. 

В честь Сехмет жители Мемфиса приносили дары львам, которые содержались при храме богини. Не менее популярным местом поклонения богине был город Гелиополь. Также святилища строились неподалёку от пустыни, в тех местах, где бродили львы. Праздники в честь богини устраивались в середине зимы, когда солнечный день начинал увеличиваться.

Сыном Сехмет был Нефертум, который ещё больше отличается от своей матери. Он был покровителем растений, а изображался в виде юноши с цветком в волосах. Единственная черта, унаследованная от Сехмет в его облике, – львиная голова, что порой встречается на некоторых рисунках.

Скульптура Сехмет в Туринском музее

Сехмет – богиня противоречивая и колоритная. Какая она? С одной стороны, её жестокость и кровожадность нельзя оспорить, но, с другой, Сехмет могла воплощать и качества защитницы, верной дочери, любящей супруги и матери. Во многом она была связана с катаклизмами, происшествиями, которые были за пределами власти людей, что и делало Сехмет одной из самых могущественных представительниц древнего пантеона.

Согласно мифу Тот был рожден от лба Сета

Есть еще одна популярная версия о рождении Тота. Египетский манускрипт «Сражения Гора и Сета», датированный 1190 г. до н.э. — 1077 г. до н.э., описывает рождение Тота в результате упомянутой выше битвы между двумя богами, Гором и Сетом. Пока два бога боролись за свое право на власть, Сет случайно проглотил семя Хоруса, и таким образом Тот родился изо лба Сета. Будучи сыном двух божеств: Гора, который представляет порядок; и Сета, олицетворяющего хаос; Тот считается равновесием между ними и известен как Бог равновесия. Сразу после своего рождения Тот стал посредником в битве между двумя богами, Гором и Сетом. Будучи Богом Равновесия, его долгом было гарантировать, что битва между Хорусом и Сетом всегда будет на равных. Используя свои исцеляющие способности в разных точках боя, Тот убедился, что ни один из них не имеет чрезмерного преимущества перед другим. Он делает обе стороны одинаково способными и помогает поддерживать состязание между двумя богами, справедливым и равным.

Изображение Тота в Бруклинском музее, Нью-Йорк

№7

Как отмечалось ранее, считается,
что именно Тот создал календарь в 365
дней. Об этом говорит следующий
древнеегипетский миф. Бог Солнца Ра
запретил богине неба Нут рожать
детей в любой из дней года. На тот момент
год состоял из 360 дней. Чтобы Нут могла
родить детей, Тот отправился к богу
Хонсу (египетский бог Луны) и начал
играть с ним в азартные игры (кости).
Играл 5 дней и все время побеждал. В итоге
Тот выиграл у Хонсу дополнительных 5
дней, которые не относились к году. Таким
образом он дал богине Нут 5 дней для
того, чтобы она родила детей. Таким
образом Тот помог Нут и
обманул бога Солнца Ра.

Нут же является матерью Сета,
Исиды, Осириса и Нефтиды. Таким образом
именно благодаря Тоту появились эти
божества.

История культа

В период с 3100 до 2686 годы до нашей эры представляли Анубиса в виде шакала. Его изображения есть и на камне времен эпохи правления первой династии фараонов. Раньше людей хоронили в неглубокие ямы, которые часто разрывали шакалы, возможно, именно поэтому египтяне ассоциировали бога смерти с этим животным.

Самыми древними упоминаниями этого бога считаются указания в текстах пирамид, где Анубис встречается в разъяснениях правил погребения фараонов. На то время этот бог считался самым значимым в царстве мертвых. Со временем его влияние ослабело, а уже во времена римской эпохи изображали древнего бога Анубиса совместно с мертвыми, которых он вел за руку.

Что касается происхождения этого бога, то сведения также менялись по истечении времени. Рассматривая раннюю египетскую мифологию, можно найти упоминания о том, что он сын бога Ра. Найденные тексты саркофагов сообщают, что Анубис — это сын Бастет (богини с головой кошки) или Хесат (богини-коровы). Спустя какое-то время его матерю стала считаться Нефтида, бросившая младенца, после чего его усыновила ее сестра Исида. Многие исследователи считают, что подобное изменение родословной бога не что иное, как попытка сделать его частью родословной бога Осириса.

Когда же на престол взошли греки, египетский Анубис был скрещен с Гермесом и превратился в единого бога мертвых Германубиса из-за схожести их миссий. В Риме этому богу поклонялись до второго века нашей эры. Потом же упоминания о нем можно было встретить в алхимической и мистической литературах Средних веков и даже эпохи Возрождения. Несмотря на мнение римлян и греков, что египетские боги слишком примитивны, а их образы непривычны, именно Анубис стал частью их религии. Они сравнивали его с Сириусом и почитали как цербера, живущего в царстве Аида.

Танатос

Существовал и еще один Бог смерти в Греции — Танатос. Но такой властью и славой, как Аид, он не пользовался. Олимпийские боги его не уважали, так как считали равнодушным к человеческим жертвам и страданиям.

Танатос был сыном бога мрака Эреба и богини ночи Никты. У него был брат-близнец Гипнос (бог сновидений). По легендам, Танатос приносил людям сны, после которых уже нельзя было проснуться. Бога смерти изображали с огромными крыльями за спиной и с погасшим факелом в руках, что символизировало угасание жизни.

Согласно легендам, Танатос не раз проигрывал людям. Так, например, Геракл не побоялся сразиться с ним, чтобы спасти из царства Аида Алкестиду. А царь Сизиф вообще умудрился дважды обмануть бога смерти и заточить его в кандалы на несколько лет. За что в итоге был наказан и обречен на вечные и бессмысленные мучения.

Список общих символов

  • Животные: головы животных, данные божеству, часто были связаны с его/ее ролями (например, головы ястреба для богов солнца)
  • Анкх: иероглиф на всю жизнь, который бог держал в одной руке
  • Корона или головной убор Атеф: корона в форме белой короны с небольшим солнечным диском сверху и перьями по бокам
  • Двойная корона: объединенная корона Верхнего и Нижнего Египта, что означало его объединение
  • Скипетр Бога: скипетр, увенчанный головой животного Сета с раздвоенным дном
  • Скипетр Богини: лотос скипетр или папирус скипетр
  • Красная корона: корона Нижнего Египта с длинным завитком, она символизировала стервятника и богиню Нехбет
  • Солнечный диск: эмблема солнца, которую носят различные божества, которых мог окружить Урей
  • Урей: божественная кобра, которая была символом богини Буто
  • Головной убор богини-стервятника: напоминал стервятника, лежащего на голове
  • Белая корона: корона Верхнего Египта, похожая на митру с уреем спереди

История

В период анимизма Анубис представлялся в образе шакала. С определённого периода развития религии Древнего Египта Анубиса стали изображать в виде человека с головой собаки, при этом функции божества изменились. Столица XVII египетского нома Кинополь на протяжении всей истории Древнего Египта был центром культа Анубиса. Египтологи отмечают быстрое и повсеместное распространение данного культа в ранний период. В период Древнего царства Анубис был правителем загробного мира и носил эпитет Хентиаменти. К тому же, до появления культа Осириса он являлся главным божеством Запада. Согласно некоторым источникам «Хентиаментиу» является названием местоположения храма, в котором поклонялись этому божеству.

Анубис в образе собаки. Статуэтка из гробницы Тутанхамона

Одним из вариантов перевода данного эпитета является «Первый из жителей Запада». С расцветом культа Осириса эпитет правителя Дуата и некоторые функции Анубиса переходят непосредственно к богу Осирису (в Старом Царстве он олицетворял умершего фараона). Сам же Анубис становится проводником умерших по Аменти (др.-егип. «Запад») — область Дуата, через которую душа попадала на Суд Осириса.

В одном из текстов Книги Мёртвых, приведённых в Папирусе Ани, даётся подробное описание представлений египтян о загробном мире. Данный текст предположительно был написан во времена XVIII династии. В одной из его глав приводится описание Суда Осириса, на котором Анубис взвешивал сердце на Весах истины. На левой чаше весов помещалось сердце умершего, на правой — перо богини Маат, которое символизировало истину.

Тот был одним из самых важных божеств Древнего Египта

Первоначально Тоту поклонялись как лунному богу. Циклы Луны играли важную роль в древнеегипетской астрономии и астрологии. Многие из самых важных ритуалов и событий в Древнем Египте были организованы в соответствии с лунными циклами. Таким образом, с древнейших времен Тота можно считать важным египетским богом. Поклонение Тоту началось в Нижнем Египте, скорее всего, в додинастический период, то есть примерно с 6000 г. до н.э. до 3150 г. до н.э. Поклонение ему продолжалось в период Птолемеев, последний династический период Древнего Египта примерно с 323 г. до н.э. до 30 г. до н.э. Это делает почитание Тота одним из самых продолжительных для любого египетского божества или любого божества любой цивилизации. За этот долгий период Тоту было приписано множество других ролей. Среди прочего, он стал богом мудрости, письма, магии, науки, искусства, суда и смерти. Хотя Тот — его наиболее распространенное имя, в разных регионах Египта он также известен как Техути, Течу, Тету, Тахути, Зехути и Джехути. В то время как Тоту поклонялись по всему Египту, культ его был сосредоточен в Гермополисе. На самом деле Гермополис был назван так из-за связи Тота с греческим богом Гермесом.

Храм Тота в Гермополисе

Рождение Гора

Имена богов Древнего Египта, а также некоторые факты их жизни подчас были очень специфические. Именно так произошло и с сыном преданного братом Осириса. Его жена Исида нуждалась в продолжателе рода, но так как интимная часть тела мужа так и не была найдена до процесса бальзамирования, она вылепила фаллос из глины и освятила необходимыми ритуалами. После этого она вселилась в тело самки коршуна и, обвернув мумию мужа огромными крыльями, прошептала тайное заклинание, которое позволило ей зачать ребенка, который бы отомстил за смерть отца.

Именно так и был зачат Гор — бог Египта. Имена его несколько менялись в процессе царствования разных фараонов: Гор, Хор или Хорус, что в переводе с египетского имело два значения: «небо» и «высота». У него была голова сокола вместо человеческой, хотя иногда изображался в виде крылатого солнца.

Гор с первых дней жизни возненавидел Сета и был вечным его противником, а когда подрос и возмужал, вызвал его на поединок, в процессе которого лишился глаза. Не растерявшись, он вложил свой вырванный глаз в рот отцу – и тот чудесным образом ожил.

Распространение культа Нехбет

Интересно, что изначально Нехбет была лишь местным божеством. Её культ зародился в городе Некхеб. Позднее это место стало столицей Верхнего Египта, благодаря чему популярность Нехбет стала расти. 

Превратившись в главную богиню одной из частей древней державы, Нехбет вышла на новый уровень, став олицетворением царской власти и неприкосновенности правителя Двух Земель.

К белым стервятникам, священным птицам богини, египтяне относились с большим почтением. Они были самыми крупными летающими птицами, обитавшими в Древнем Египте. 

Считалось, что грифы могут достигать тех пределов небес, где обитает сам великий бог Ра. Видя, как стервятники защищают своими крыльями птенцов, египтяне видели в них великих воинов и хранителей. 

Однако народ Доевнего Египта был прекрасно осведомлён, что в пустынях стервятники уничтожают трупы умерших людей и животных. Именно поэтому священные птицы Нехбет внушали одновременно и благоговение, и страх.

Нехбет почитали все египтяне, однако особое уважение и признательность богине испытывал фараон. Старинные тексты рассказывают, то правитель Усеркаф каждый день совершал обряды у святилища Нехбет. 

В дар ей фараон подносил хлеб и пиво. Во время пышных празднеств, посвящённых богине-грифу, царь проплывал по Нилу, а на носу его ладьи красовалось золочёное изображение Нехбет. В такие дни народ выходил к берегам, чтобы увидеть облик богини. Это считалось добрым знаком, защитой от бед и тёмных сил.

На мой взгляд, прекрасным подтверждением масштаба и значимости культа богини являются её храмы. Святилища Нехбет были построены очень давно, однако со временем не разрушались, а напротив – реставрировались. 

К примеру, один из первых храмов в городе Некхеб и вовсе постепенно обрастал пристройками. Многие египетские правители стремились выразить почтение Нехбет, а потому украшали её святилища. 

Один из величайших фараонов, Рамзес II, сделал немалый вклад в развитие культа Нехбет. Её храм во времена его правления был почти вдвое расширен и облагорожен.

Египетские богини, имена и их значения.

Фото с сайта www.graycell.ru

  1. Амаунет – в мужском воплощении Амон, позже его супруга. Воплощение стихии. Изображалась как женщина с головой змеи.
  2. Аментет – богиня царства мертвых, которая встречала души мертвых людей на другой стороне.
  3. Анукет – покровительница Нила. Изображалась в короне из папируса.
  4. Бастет – всем известная богиня женской красоты и любви, хранительница дома. Так же покровительница веселья и радости. Изображалась как женщина с головой кошки или в виде изящной сидящей черной кошки. Очень часто можно встретить статуэтки с образом Бастет.
  5. Исида – богиня судьбы и жизни. Хранительница только недавно рожденных детей и умерших людей. Изображались в виде женщины с коровьими рогами на голове, на которых держится солнечный диск.
  6. Маат – богиня истины и справедливости. Изображалась женщиной с большим пером на голове.
  7. Мерт-сегер – хранительница покоя мертвых. Тех, кто нарушал покой мертвых, и разорял могилы, наказывала тем, что отбирала зрение. Изображалась женщиной с головой змеи или наоборот, в образе змеи с головой женщины.
  8. Нейт – мать богов, затем богиня искусства и войны. Часто изображалась в облике коровы.
  9. Нут – богиня неба, поднимающая мертвых наверх. Представлялась в виде женщины, раскинувшейся над землей, как небо.
  10. Сехмет – богиня жары и зноя, способна насылать и исцелять болезни. Чаще всего представлялась в образе женщины с головой львицы.
  11. Сешат – покровительница науки и памяти. Изображалась женщиной в шкуре пантеры со звездой, имеющей семь концов, на голове.
  12. Тефнут – богиня влаги и жидкости, женщина с головой львицы.

Танатос

Существовал и еще один Бог смерти в Греции – Танатос. Но такой властью и славой, как Аид, он не пользовался. Олимпийские боги его не уважали, так как считали равнодушным к человеческим жертвам и страданиям.

Танатос был сыном бога мрака Эреба и богини ночи Никты. У него был брат-близнец Гипнос (бог сновидений). По легендам, Танатос приносил людям сны, после которых уже нельзя было проснуться. Бога смерти изображали с огромными крыльями за спиной и с погасшим факелом в руках, что символизировало угасание жизни.

Согласно легендам, Танатос не раз проигрывал людям. Так, например, Геракл не побоялся сразиться с ним, чтобы спасти из царства Аида Алкестиду. А царь Сизиф вообще умудрился дважды обмануть бога смерти и заточить его в кандалы на несколько лет. За что в итоге был наказан и обречен на вечные и бессмысленные мучения.

Аид и Персефона

На золотом троне восседает бог смерти Аид, а рядом его жена Персефона. Она – дочь Зевса и богини плодородия Деметры. Давным-давно, когда Персефона собирала на лугах цветы, ее похитил Аид и унес в свое подземное царство. Деметра была в отчаянии, что вызвало на земле засуху и голод. Тогда Зевс позволил дочери остаться с Аидом, но при условии, что две трети года она будет проводить на Олимпе рядом с матерью.

С царством мертвых Аида связано множество мифов и легенд. Здесь и Орфей, который благодаря своему музыкальному таланту смог выпросить у Аида свободу для своей жены Эвридики. И Сизиф, который был приговорен вечно поднимать огромный камень на гору за попытку обмануть смерть. И многие другие.

Геб

Один из важнейших богов египетского пантеона – Геб. Он являлся сыном бога ветра Шу и богини воды и влажности Тефнут. Также известен как бог плодородия в Египте

Геб вершил судьбы умерших в зале суда Осириса. Он наблюдал за тем, как взвешивали сердце покойного на весах, и в случае, если сердце не было благочестивым, то душа покойного попадала во власть Геба.

Но все-таки это божество не отличается свирепостью и злостью, Геб был символом плодородия у древних египтян. В связи с этим часто на изображениях можно было увидеть тело Геба зеленого цвета – цвета земли и растений.

Об этом божестве есть очень красивый миф. Согласно ему, Геб и его сестра и жена Нут очень любили друг друга и постоянно сливались в объятиях. Это очень не нравилось Ра, и он сказал об этом богу Шу – своему сыну.

Шу разъединил Геба и Нут и вознес высоко над собой. Таким образом, Геб стал небом, а Нут его богиней, а между ними был всегда воздух – бог Шу. Геб очень тосковал по своей любимой, и из его глаз текли слезы, которые превратились в моря и океаны.

Немного о культе

Божество в облике человека с головой пса олицетворяло дорогу в мир тьмы – так гласит история.

Бог темноты – это еще и бог бальзамирования, хранитель мумий. В описаниях египетских храмов сохранились рассказы о статуях Анубиса, которые находились как внутри храмов, так и в гробницах – последнем пристанище фараонов.

Анубис изображался с головой собаки, так как выполнял охранные функции. Он был символом потусторонней жизни, а потому его покровительства следовало искать и добиваться.

У Анубиса было много имен, что свидетельствует о чрезвычайном распространении его культа в Египте. Он же – «повелитель Священного края», «повелитель пещер».

Египтяне с трепетом относились к той участи, которая ожидает душу после того, как она покинет бренное тело. А потому бог Анубис был одним из самых важных властителей мира. Являясь тем, кто встречает и провожает душу на последний суд, он неизменно пользовался большой популярностью, а его служители и храмы, посвященные ему, никогда не знали нужды.

Watch this video on YouTube

Оркус

Оркус, или Орк,– это самый первый бог смерти из классической древнеримской мифологии. Племя этрусков считало Оркуса одним из демонов невысокой иерархии, но затем его влияние возросло. Идола изображали огромным крылатым существом с острыми рогами, клыками и хвостом. Именно Оркус послужил прообразом современных демонов и дьявола.

До того как римляне подверглись греческому влиянию, их бог смерти считался правителем загробного мира и чем-то напоминал другое божество – Дис Патера. Затем черты и функции Оркуса полностью перешли к Плутону.

Кстати, Оркус стал прообразом не только современных демонов и дьявола, но и таких существ, как орки.

Оцените статью
Рейтинг автора
5
Материал подготовил
Илья Коршунов
Наш эксперт
Написано статей
134
Добавить комментарий