Духовные ценности

Что это такое

У каждого из нас есть своеобразные ориентиры, благодаря которым мы понимаем, что более, а что менее важно, что допустимо, а что нет. Это комплекс убеждений, идеалов и принципов, которым мы следуем при совершении того или иного поступка. С помощью этих внутренних «стандартов качества» можно определить, что является самым значимым в вашей личной вселенной

С помощью этих внутренних «стандартов качества» можно определить, что является самым значимым в вашей личной вселенной.

Эти координаты человек иногда устанавливает сам, полагаясь на пережитый опыт, а порой они приобретаются им извне с легкой подачи социума и прочно врастают в его мироощущение. Если индивид предаст свои базовые установки, он столкнется с внутриличностным конфликтом, что повлечет за собой состояние подавленности.

Определение понятия и признаки

Жизненные ценности – это своего рода абсолют, занимающий первичное положение в мировосприятии. Ими мы руководствуемся, ставя перед собой те или иные цели, через их призму оцениваем свои поступки, желания, а также поведение других людей. С их помощью мы расставляем приоритеты.

Чтобы стать ценностным ориентиром, существующее явление действительности должно получить эмоциональный отклик и рациональное объяснение своей значимости для конкретного человека. Поэтому навязать свою систему координат другому нельзя.

В процессе становления и развития личности ценности могут и наверняка будут меняться. В детстве на первый план выходят одни вещи, в юности иные, а во взрослом возрасте абсолютно противоположные. Приоритеты человека напрямую зависят от переживаемых им событий, влиянию на него определенных идей. Некоторые ситуации способны перевернуть сознание, посмотреть на свою жизнь под другим углом и полностью переосмыслить свою иерархию ориентиров.

Список основных признаков ценностных установок

Значимость

Они обладают весом и важностью в глазах того, кто ими владеет. Во что бы то ни стало владелец стремится их соблюдать и оберегать

Осознаваемость

Как правило, люди отдают себе отчет в том, что для них важно. На основе этого понимания они выстраивают определенную модель поведения, которую подгоняют под существующие внутренние нормы и правила с помощью самоконтроля и самодисциплины

Самодостаточность. Личные ориентиры не нуждаются в одобрении или советах окружающих. Позитивный характер. Эти убеждения не воспринимаются индивидом, как обязанности. Они не тяготят, а вызывают лишь положительные эмоции.

Что ответить, если просят: «Сформулируй основные отличия духовных ценностей от материальных»?

Основываясь на понятиях и приведенных примерах духовных и материальных ценностей, можно сделать вывод о том, что сходство их заключается в значимости и важности для человека. И те, и другие делают наше существование без них ущербным и бессмысленным

Итак, вас попросили: «Сформулируй основные отличия духовных ценностей от материальных». Что вы ответите? Ответ сводится к тому, что первые из них нельзя увидеть и потрогать. Однако это не самое главное различие.

Прежде всего, как и любые ресурсы, материальные блага ограничены. Вопреки желаниям людей они не могут быть доступны каждому из нас. Духовные ценности же имеют всеобщий характер. Их количество бесконечно и не зависит от числа людей, обладающих ими. Духовные ценности могут стать достоянием каждого человека, не зависимо от его финансового положения и прочих факторов, являющихся препятствием на пути к получению материальных ценностей.

Нужны ли казахстанцам новые ценности?

Эксперты считают, что Казахстан мог бы гармонично сочетать восточные и западные ценности, ведь евразийское положение нашей страны позволяет это сделать. А именно: сочетать, например, свободу личности и уважение к старшим. То есть молодое поколение проявляло бы уважение к старшим, а те в свою очередь не ограничивали бы первых в выборе своего жизненного пути.

У казахстанцев всегда были в приоритете межнациональное и межрелигиозное согласие. За годы независимости в Казахстане сложилась устойчивая модель взаимодействия этносов и религий, обеспечивающая сейчас политическую стабильность и атмосферу созидания и согласия в обществе, говорит религиовед Елнар Берикбаев.

Пирамида в Нур-Султане – как символ мира и согласия / Фото ru.depositphotos.com

Некоторые традиции и ценности пришли в Казахстан вместе с исламом. Например, традиция, называемая «асар», которая подразумевает помощь нуждающемуся. Например, кто-то строит дом, и все родственники и друзья обязательно помогут ему. Другой яркий пример – когда взорвались военные склады в городе Арысь. Многие казахстанцы перечислили свой однодневный заработок, отвозили продукты и одежду нуждающимся. «В тот момент мы могли наблюдать традицию «асар», мы сплотились, чтобы помочь нашим людям», – напоминает религиовед. Такую же помощь оказывают казахстанцы друг другу в период пандемии коронавируса с помощью фонда «Бiз бергiмiз».

Елнар Берикбаев также приводит в пример традицию погребения, которая тоже пришла из ислама и тесно связана с семейными ценностями.

«Говоря о традиции погребения, хочется отметить, что казахи занимались кочевым скотоводством, которое подразумевало большие территории. Из-за этого было довольно большое расстояние между аулами, и перед погребением ждали три дня: это время было нужно, в том числе, для того, чтобы родственники, живущие в дальних аулах, успели прибыть вовремя. Эта традиция дошла и до наших дней, так как территория Казахстана не уменьшилась, и многие имеют много родственников в разных городах, это время нужно, чтобы все успели приехать», – рассказал Елнар Берикбаев.

Религиовед напомнил и о такой ценности как миролюбие, которую проповедует ислам.

Казахстан – многонациональная страна, разные народности тесно живут и сотрудничают здесь друг с другом.

Говоря о светских ценностях, эксперты считают, что западный эгоизм и индивидуализм могли бы прекрасно сочетаться с взаимовыручкой, которая так почиталась у казахского народа. Это как если бы, насытившись своими личными достижениями, казахстанцы стали делиться благами из соображений гуманности с нуждающимися.

Издержки современного образа жизни диктуют свои ценности. Наблюдая за некоторыми представителями казахстанского общества, можно понять, что на первый план выходят иные ценности: власть, богатство, родство. Если сместить акценты только на эти ценности, это приведёт к потребительскому отношению к ресурсам страны, нежеланию трудиться и развивать свои профессиональные навыки (желание руководить, будучи некомпетентным), разобщению и несправедливости в обществе.

Поэтому в антитезе этим эгоистичным ценностям в казахстанском обществе сейчас должны быть такие созидающие ценности как трудолюбие, хорошее образование, беспристрастность и порядочность. Они должны гармонично сочетаться с такими ценностями как любовь к своей семье и родине, дружба, здоровье и саморазвитие.

Красота

Красота – самая загадочная духовная ценность, каждый человек понимает ее по-своему. Если сделать опрос среди людей, то результаты будут разными.

Для кого-то красота – это птица, которая клюет семечки из руки человека, для кого-то – это роскошный английский сад… Поэтому можно сказать, что красота – это то, что нас окружает. Она есть во взаимоотношениях людей, в нас, в других, в природе.

Именно красота вдохновляет на то, чтобы творить – она побуждает музыкантов, писателей создавать настоящие шедевры, которые не теряют своей уникальности через века… Это очень тонкая субстанция, и понять ее может только тонко чувствующий человек.

Что важнее: следовать принципам или идти за ценностями?

Каждый поступок личности, поведение бренда и компании является отражением их ценностей и базируется на следуемых ими принципах. В основе правильного принятия решения почти всегда служит дихотомия двух положений:

  • руководствоваться ценностями сегодняшнего дня, подстраиваясь под ситуацию и
  • обязательство следовать принципам.

Если только руководствоваться принципами, то это неизбежно приведет к ортодоксии и архаичности – формированию религиозного мышления и поведения, необходимости следования всегда верному учению и мировоззрению, принимающим черты идеологии и безотчетной веры. Если только следовать за ценностями, то это неизбежно отвратит от цели, заставит шарахаться от одной ценности к другой, в силу неизбежной и перманентной смены ценностной картины.

Отступление от базовых принципов запросто приведет к преступлениям против законов, игнорированию общепринятых правил, послужит отторжению обществом (все предпочитают общение и контакты с теми, кто следует принципам), приведет к финансовым потерям.

Именно поэтому выбирать не приходится, но каждый раз, принимая всею душой некие важные сегодня или в будущем ценности, необходимо сверяться с принципами и не принимать, отменять всякие ценности, противоречащие принципам.

Нравственное поведение в обществе

Когда происходит нравственная деградация, человек обречен на гибель, ибо для него уже нет ориентиров, смысла и наполнения жизни. В конце концов, истинный смысл в жизни появляется только тогда, когда человек приносит пользу, когда он нужен: близким или хотя бы самому себе. К такому выводу приходили еще древние философы. Они же утверждали, что человека вернее всего удержит от дурного поступка вовсе не страх наказания, а совесть – самый суровый судья.

Широко известное высказывание немецкого философа Гегеля: «Нравственность – это разум воли» и по сей день остается справедливым. Каждый день мы делаем выбор: поступить, так или иначе — руководствуясь именно своими внутренними установками. Морально-нравственные ценности, на которые мы при этом ориентируемся, и являются ограничением нашей свободы, согласно им мы контролируем свои действия

Что же при этом важно, что стоит над нашими желаниями? Как правило, выбирая линию поведения, нравственный человек будет взвешивать не только степень своих желаний, но и согласовывать их с тем, насколько результат его поведения отразится на свободе, самочувствии, настроении другого человека. Нравственное поведение – это поведение, скорректированное таким образом, чтобы не принести вреда ближнему, ведь личная свобода, как известно, заканчивается там, где начинается свобода другого человека

Иногда очень сложно бывает сделать выбор, именно потому, что трудно просчитать и взвесить возможные последствия. Да и любой поступок человеческого существа можно трактовать совершенно по-разному. Есть черное, и есть белое, а оттенков, как известно, великое множество. Легко осудить какое-то действие, показавшееся жестоким или легкомысленным, не зная всех нюансов. Стоит начать разбираться глубже – и вскрываются моменты, которые заставляют задуматься и понять, что все не так просто. Поэтому нравственный человек не только сам никогда не поступит во вред другому человеку, но и не позволит себе резкое осуждение в адрес другого. Разумеется, есть поступки, являющие абсолютное зло, с какой стороны на них не смотри. Связаны они обычно с насилием, убийствами, массовым уничтожением людей, но речь сейчас не об этом, а о тех проявлениях нравственности, которые встречаются нам повседневно.

II. “Функционирование деятельности — развитие деятельности”

Предыдущие ценности касались человека-деятеля входящего и/или участвующего в деятельности. Теперь остановимся на ценностях организованной деятельности в контексте ее воспроизводства и решения социально значимых задач.

Основополагающая ценность состоит в учете двух планов: функционирования и развития. Ценность функционирования предполагает консервацию имеющихся форм деятельности (функциональная и организационная структура, функции, инструкции и т.д.) в целях сохранения организационных определенностей сложившихся на стадии становления деятельности. Этой ценности противостоит идеология развития деятельности. Развитие деятельности предопределяется, с одной стороны, сложностью реализации прежних способов деятельности, с другой стороны, динамикой внешних условий (например, правовые, социально экономические и пр.) и/или изменением социального заказа. Т.е. необходимость развития обусловлена объективной невозможностью действовать по прежней схеме

Однако в развитии чрезвычайно важно обнаружение проблемного звена, другими словами определение границ того, что надо изменить в деятельности. Наиболее кардинальные изменения связаны с переопределением цели

Такая необходимость возникает при встрече с непреодолимыми трудностями в достижении исходно поставленной цели. Данная проблемная ситуация должна решаться на основе ценностной пары “целеполагание деятельности — целедостижение деятельности”. Или, выражаясь афористично, “если не знаешь, куда плыть, никакой ветер не будет попутным” — “нельзя объять необъятное”. Кроме того, в зоне внимания должна находиться диада — “возможность реализации деятельности — необходимость реализации деятельности”.

Развитие деятельности происходит и при сохранении цели, тогда коррекция направлена на изменение процессов достижения цели, а в еще более развитом варианте, на организацию процессов ее достижения. Однако, следует понимать, что развитие отличается от просто изменения тем, что в развитии сохраняется все положительное в прежнем опыте, а изменяются лишь вскрытые причины деструкции. В связи с этим, организующими ценностными основаниями выступают ценности — “реализация устоявшихся способов деятельности — развитие устоявшихся способов деятельности”.

Какие ценности современного общества?Какие ценности современного общества?

​Из чего состоит внутренний мир индивида

Любая личность имеет свой духовный мир. В нем есть:

  • система ценностей, которая определяет мировоззрение человека и придает смысл его существованию;
  • цели, необходимые для реализации миссии на Земле;
  • потребности души, проявляющиеся через познание окружающей действительности, выражение себя с помощью искусства, научной и культурной деятельности, а также иных форм;
  • стремление к познанию себя и самореализации в социуме;
  • понимание значимости своих действий для других людей, сформированные взгляды на окружающий мир;
  • эмоциональная и чувственная поддержка собственного видения и деяний со стороны общества.

Все перечисленное базируется на знаниях людей об окружающей действительности и вере в справедливый исход.

Мировоззрение человека можно разделить на

  1. Повседневное, с опорой на жизненный опыт. Оно формируется в результате различных обстоятельств.
  2. Религиозное, в соответствии с религиозными представлениями личности.
  3. Научное, с акцентом исключительно на научные знания.
  4. Гуманистическое, базирующееся на представлениях о научных взглядах: насколько они справедливы и высоконравственны для социума, а также степень их экологичности.

В системе человеческих ценностей, которая является основой любого мировоззрения, заложен ориентир на устремления личности и смысл ее жизни. Идеалы отдельно взятого человека выступают в виде эталона поведения в социуме и становятся мотивацией для самого поведения.

Но важно отметить, что духовные ценности человека не могут быть вечными. Они находятся в прямой зависимости от условий жизни и меняются с учетом влияния обстоятельств

А вот веками складывающиеся общественные ценности представляют собой духовную практику всех поколений человеческого рода и содержат в себе универсальные потребности любого индивида, независимо от того кем он является. Раса, национальность класс, религия, возраст — все это становится не важным.

Понятно, что общечеловеческие ценности возвышаются над индивидуальными, поэтому человек должен формировать свой внутренний мир с учетом этих рамок. Жизнь индивида переплетается с общественной жизнью и постепенно усваивает правила, сформированные временем и являющиеся частью нравственного фонда.

В западной психологии

В западной психологии, которая получила наибольшее признание в послевоенные годы XX-го века, существует ряд направлений:

  • трансперсональная — не отрицает религиозное влияние на сознание индивида;
  • гуманистическая — акцент делается на личности, как единственной целостной системе;
  • экзистенциальная — относится к гуманистической психологии, затрагивает несколько аспектов жизни индивида: его внутренний мир, личные переживания и др.

Согласно системе Маслоу, если человек обладает духовностью, то он находится на высокой ступени эволюции. У таких людей отсутствуют примитивные желания, грязные помыслы и проступки. Они наполнены добротой и снисходительны даже к тем, кто этого не достоин по мнению общества. В начале XX века у психологов и психотерапевтов господствовало мнение, что низкий уровень нравственности — не что иное, как болезнь, от которой надо избавиться. Но парадокс в том, что многими неразвитыми культурами практиковалось исцеление души, с помощью шаманских обрядов, жертвоприношений и прочего.

III. “Исполнительская деятельность — организационно-управленческая деятельность”

Устойчивость функционирования и развития деятельности обеспечивается целым рядом ценностных моментов, на которых мы и остановимся.

При сложноорганизованной совместной деятельности требуется специальная позиция организатора-управленца, ответственного за сохранение предписанных форм участниками деятельности. Именно на него возлагается задача выработки стратегии деятельности, соорганизации исполнителей в решении поставленных задач, своевременного тактического реагирования на изменение внешних и внутренних условий. Как отмечал Э.Майер: “В системе методов оперативного и стратегического управления должны действовать “антенны” для немедленного и своевременного приема сигналов об изменениях на рынке, чтобы предприниматель или менеджер могли своевременно начать регулировать процесс адаптации к новой ситуации на рынке”. Поскольку организатор-управленец ответственен за судьбу организации ведущими ценностями для него становятся: “проблематизация деятельности — депроблематизация деятельности”, “концептуально-ценностная обоснованность — ситуационная чувствительность”.

Эстетические ценности

Эстетические ценности – это такие исторически сложившиеся феномены (явления) нашей психики, которые лежат в основе эстетического сознания, т.е. осознания действительности в форме конкретно-чувственных, художественных образов.

В теории эстетики исследуют такие категориальные пары как прекрасное и безобразное, возвышенное и низменное, трагическое и комическое и т.д. Данные эстетические категории характеризуют эстетическую значимость предметов и явлений для человека, удовлетворяя его стремление к прекрасному и возвышенному.

Под эстетическим отношением понимается особый вид связи между субъектом и объектом, когда независимо от внешнего утилитарного интереса человек переживает глубокое духовное наслаждение от созерцания гармонии и совершенства. Как заметил О. Уайльд, всякое искусство совершенно бесполезно и восприятие прекрасного вызывает прежде всего состояние бескорыстной радости, полноты сил, ощущение единства человека с миром. В этом смысле выделяют:

  • объективное содержание эстетической ценности и
  • ее субъективную сторону, зависящую от сложившихся идеалов красоты, вкусов, художественных стилей и т.п.

Известное выражение Ф. М. Достоевского — «Красота спасет мир» — нужно понимать не изолированно, а в общем контексте развития идеалов человечества. Эстетические ценности могут выступать в виде природных объектов (например, пейзаж), самого человека (вспомним чеховскую фразу о том, что в человеке должно быть все прекрасно — и лицо, и одежда, и душа и мысли), а также духовные и материальные объекты, созданные человеком в виде произведений искусства.

Виды духовных ценностей

Существует огромное количество разновидностей духовных ценностей, потому что значение духовности различно для всех. Однако большинство людей, как правило, признает две основные школы духовной дисциплины: одна основана на медитации, а другая – на созерцании. Первая относится к сердцу, а вторая – к разуму.

Духовность сердца обычно означает противоположность всему мирскому. Она признает только один способ развивать свою духовность – уединиться в пустынном месте, оставив дома и вещи, представляющие материальную жизнь, и заниматься медитацией в обстановке, где нет искушений. Именно эта точка зрения представлена ​​в известной книге под названием «Монах, который продал свой Ferrari».

Для представителей школы созерцательной духовности главной ценностью является интеллектуальное развитие, а для тех, чья духовность основана на сердце, мир – это самое главное. Первые хотят, чтобы процесс мышления в их сознании продолжался безостановочно, и поэтому они игнорируют все виды неприятностей.

Человек – это интеллектуальное существо. Он наделен разумом, который является его величайшей способностью. Созерцательная духовность – это то, что способно обратиться к нашему уму. Любой вид духовности, достигнутый на уровне, меньшем, чем наш разум, не является истинной духовностью для созерцателей.

Список основных жизненных ценностей

Для того чтобы чувствовать себя полноценным человеком и жить полной жизнью, необходимо уметь видеть красоту окружающего мира. Кроме того, нелишним будет составить для себя список жизненных ценностей, которые будут являться неотъемлемой частью вашей жизни, а где-то даже – ее смыслом. Если есть, ради чего жить и к чему стремиться, жизнь не будет казаться скучным, унылым существованием. Курсы познания жизненных ценностей от М. С. Норбекова помогают упорядочить свои сильные и слабые стороны, научиться самостоятельно определять систему ценностей, выявлять свои цели и нереализованные мечты. Прохождение курса «Жизненные ценности» также поможет в переоценке ценностей, переосмыслении и изменении своего бытия.

Основные приоритеты человеческого самосознания

У каждого человека существует свои основные жизненные ценности, которые прочно входят в его повседневную жизнь. Зачастую определяются они в течение довольно длительного отрезка времени и зависят от уклада жизни человека, его воспитания и окружения. Очень часто жизненные ценности человека, список которых образуется абсолютно неосознанно, меняются с возрастом, в связи с изменением приоритетов или обстоятельств. Многие могут даже не стремиться к какой-либо определенной цели или предпочтению, приобретая наклонности и привычки, согласно своему жизненному восприятию.

Кроме того, часть жизненных ценностей может определяться по типу стремления к противоположности: например, когда у очень богатого человека возникает желание ощутить прелести простой жизни, а одной из ценностей в жизни бедного будет извечное стремление наверх.

Стандартный список жизненных ценностей в психологическом плане

Психологами уже давно изучены все аспекты человеческого характера, стремления и цели. В основной список входят такие понятия:

  • Семейная жизнь (любовь, взаимопонимание, домашний уют, дети);
  • Профессиональная деятельность (работа, бизнес, статус);
  • Образование;
  • Духовная жизнь (внутреннее спокойствие, вера, духовный рост);
  • Политическая или общественная деятельность (общение, власть, карьера);
  • Материальное благосостояние;
  • Увлечения (дружба, саморазвитие, личностный рост);
  • Красота и здоровье.

Многие профессиональные психологи используют в работе различные материалы и учения, которые помогают определить жизненные ценности и разобраться в себе. Большой популярностью во многих странах пользуются курсы по системе М. С. Норбекова. Каждый желающий может записаться на курсы определения жизненных ценностей Норбекова. Материал на занятиях подается качественно и эффективно, но в то же время весьма прост для восприятия.

Это реальная возможность познать себя, открыть свой внутренний потенциал и выявить для себя основные жизненные ценности. За короткий период можно обрести уверенность в себе, определив жизненные приоритеты и поставив перед собой конкретные цели.

Как она выражается у человека

Рассматривая вопрос «Духовность – что это в философии?», нельзя не вспомнить о её определении в психологии. Ведь «психо» (ψυχή) – это душа, а она тоже не относится к телесной сущности человека разумного.

Интересно. Конец 20-го и начало 21-го века ознаменовались в обществе отечественных психологов повышением внимания к духовности. Её попытались объяснить как результат работы механизмов человеческой психики.

Это означало, что, если духовность – сочетание психологических процессов в результате взросления человека с его личностными качествами, то они образуют определённую систему, и её можно изучать.

Духовное развитие человека

Качества, присущие духовно развивающейся личности:

  • занятие творчеством в любых его проявлениях;
  • желание служить людям и делиться с ними опытом;
  • нравственность как жизненное кредо;
  • любовь к себе и всему окружающему;
  • доброта и участие к людям и животным.

Выделяют два направления, в которых можно рассматривать духовность у человека: социальное и религиозное. Обществознание, как предмет педагогики, так определяет, что такое духовность, – это воля и разум личности, сориентированные на нравственные общественные ценности, её стремление к идеалам и высоким помыслам.

Важно! Духовность – это не вера в Бога и измерение степени религиозности, а состояние души, при котором она находится в непрерывном развитии и самосовершенствовании

Духовный мир человека

Основные пути воспитания духовно-нравственных ценностей в семье

Ольга Заболотнова

Основные пути воспитания духовно-нравственных ценностей в семье

Основная задача данного раздела здесь заключается в том, чтобы определить пути воспитания духовно-нравственных ценностей в семье через детский сад.

В настоящее время в системе образования огромное внимание уделяется развитию основ духовности личности ребенка. Нет однозначного понимания о том, что такое духовно-нравственные ценности

В «Большом психологическом словаре»

читаем: «Духовно-нравственные ценности – это установки личности, являющиеся системообразующим элементом ценностных ориентаций, указывающие на их культурное, социальное, человеческое значение, регулирующие сознательную деятельность и поведение, придающие им нравственный характер и ориентирующие её на достижение высших идеалов». В «Толковом словаре русского языка» современная версия В. И. Даля дано определениедуховности как «устремление человека к тем или иным высшим ценностям и смыслу, идеалу, стремление человека переделать себя, приблизить свою жизнь к этому идеалу и внутренне освободиться от обыденности» . Согласно И. Ф. Харламову, нравственность – это составляющая часть комплексного подхода к воспитанию личности: «Формирование нравственности есть не что иное, как перевод моральных норм, правил и требований в знания, навыки и привычки поведения личности и их неуклонное соблюдение» . А. Г. Адамова под «духовно-нравственными ценностями» понимаетосновополагающие в отношениях людей друг к другу, к семье и обществу принципы и нормы, основанные на критериях добра и зла, лжи и истины. Процесс духовно-нравственного воспитания – это совокупность последовательных взаимодействий воспитателя и коллектива, семьи и детского сада, направленных на достижение эффективности и качества педагогической деятельности маленьких воспитанников. .

В Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России в сфере общего образования (2009)

встречаются понятиедуховно-нравственное воспитание и духовно-нравственное развитие личности. Духовно-нравственное воспитание личности гражданина России рассматривается как педагогически организованный процесс усвоения и принятия обучающимся базовых национальных ценностей, имеющих иерархическую структуру и сложную организацию. Носителями этих ценностей являются многонациональный народ Российской Федерации, государство, семья, культурно-территориальные сообщества, традиционные российские религиозные объединения (христианские, прежде всего в форме русского православия, исламские, иудаистские, буддистские, мировое сообществ. Духовно – нравственное развитие личности — это последовательное расширение и укрепление ценностно-смысловой сферы личности, формирование способности человека оценивать и сознательно выстраивать на основе традиционных моральных норм и нравственных идеалов отношение к себе, другим людям, обществу, государству, Отечеству, миру в целом.Духовно-нравственное воспитание и духовно-нравственный процесс развития личности взаимосвязанные понятия, которые ориентируют на становление духовно-нравственной культуры личности, в основе которой лежат традиционные духовные ценности, в том числе и народные ценности поколений.

Цель духовно-нравственного воспитания заключается в личности ребенка, его «погружение»

в нравственное и культурное пространство отечественной культурно-исторической идуховной традиции, формирования его сознания и самосознания. Под «духовно-нравственным воспитанием»

понимается процесс содействиядуховно-нравственному становлению человека,формированию у него: — нравственных чувств (совести, долга, веры, ответственности, гражданственности, патриотизма,

— нравственного облика (терпения, милосердия, кротости, незлобивости,

— нравственной позиции (способности к различению добра и зла, проявлению самоотверженной любви, готовности к преодолению жизненных испытаний,

— нравственного поведения (готовности служения людям и Отечеству, проявления духовной рассудительности, послушания, доброй воли).

В России духовно-нравственное воспитание традиционно содействовало духовно-нравственному становлению человека на основе православной культуры во всех формах ее проявления (религиозной, идеологической, научной, художественной, бытовой)

.

Вопросы, которые раскрывают духовные ценности

В целом, люди имеют мало контроля – от места, времени рождения, до времени, когда жизнь заканчивается. Стоит быть в настоящем моменте, принимая его таким, какой он есть на самом деле. Не пытаться представить «каким бы он мог быть, если бы вы что-то в прошлом сделали по-другому».

Убедите себя, что независимо от происходящего, всё будет так, как нужно. Вы можете ощутить, как спадёт огромный груз с ваших плеч. Не моментально, но пока такая установка не станет частью вашего постоянного мировоззрения.

Каждый человек является уникальным чудом.

Когда люди открывают глаза на все свои таланты и способности, начинают понимать, как их можно применить для пользы других существ. Тогда появляется необходимая гибкость, позволяющая быть неотъемлемой частью чего-то большего и необыкновенного.

Что бы люди ни думали о существовании высшей силы, признавали её или отрицали, без сомнения, им хочется почувствовать связь с ней. Под этой силой можно понимать: Вселенную, Великий Дух, Божественное или Бога.

Это помогает почувствовать, что люди не одиноки в жизни вне зависимости от происходящего в ней.

Если каждый день быть благодарным и научиться выражать свою признательность этому всеединству, человеку будет доступно большее чувство связи, любви.

Люди чувствуют потребность в других людях. Один из самых важных шагов в духовном развитии человека предполагает, что он должен научиться общению с другими людьми на глубоком уровне. Благодаря таким изменениям жизнь получает смысл.

Сострадание, благодарность и великодушие – это универсальные ценности, которые служат высшему благу.

Если человек посвящает свою жизнь служению на благо других, он ясно видит цель. Поскольку энергия направляется на действительно важные вещи, а не тратится на несущественные.

Заключение

Многие считают, что, чтобы найти собственный духовный путь, нужно быть последователем определенной религии или веры. Однако это не всегда так – все еще возможно открыть свои личные духовные ценности, не будучи христианином, мусульманином, евреем или даже буддистом. Ваше духовное путешествие – это нечто очень интимное для вас, независимо от того, во что вы верите, когда речь идет обо всем остальном в жизни.

Духовные ценности человекаДуховные ценности человека

Читайте далее:

Какую роль в жизни человека играют материальные ценности?

Как определить свои ценности в жизни?

Как жизненные ценности помогают в саморазвитии личности?

Влияние моральных ценностей на успех в жизни человека

Нравственные ценности и их роль в жизни человека

Оцените статью
Рейтинг автора
5
Материал подготовил
Илья Коршунов
Наш эксперт
Написано статей
134
Добавить комментарий