Икона божией матери «державная»

Молитвы

Тропарь Божией Матери пред иконой Ее Державной
глас 4
Града Сионска взыскующе,/ под Твой покров, Дева Чистая, днесь притекаем,/ и никтоже возможет на ны,/ яко несть град силен, аще не Сущаго Бога,/ и несть ина крепость, аще не милость Владычицы Девы.

Ин тропарь Божией Матери пред иконой Ее Державной
глас 4
Ангелов лицы благоговейно Тебе служат,/ и вся Небесныя силы немолчными гласы Тя ублажают,/ Богородице Дево,/ усердно молим Тя, Владычице:/ да пребудет Божественная благодать/ на честней иконе Твоей Державней,/ и светозарный луч славы чудес Твоих да нисходит от ней/ на всех, с верою Тебе молящихся/ и вопиющих Богу: аллилуйя.

Кондак Божией Матери пред иконой Ее Державной
глас 8
Взбранной Воеводе победительныя песни приносим,/ яко даровася нам Держава Твоя, и ничесоже устрашимся,/ не от мира бо спасение наше,/ но Превознесенный Владычицы милосердием ограждаемся/ и тому днесь радуемся,/ яко прииде Заступница на стражу земли Своей.

Ин кондак Божией Матери пред иконой Ее Державной
глас 8
Взбранней Воеводе, Заступнице нашей Державней,/ песни благодарственный приносим о даровании нам иконы Ея святыя,/ еюже ограждаемы, ничесоже устрашимся,/ не от человек бо спасение наше,/ но Преблагословенныя Владычицы милосердием./ Темже днесь радуемся и празднуем светло,/ яко прииде Державная на стражу земли Своей.

Ин кондак Божией Матери пред иконой Ее Державной
глас 8
Избранной от всех родов Заступнице рода христианскаго,/ покровом Своей благости покрывающей страну нашу православную,/ благодарственныя пения приносим Ти, Владычице,/ о явлении нам чудныя иконы Твоей Державныя./ Ты же, ико Всемилостивая Заступница всех, с верою к Тебе притекающих,/ от всяких нас бед свободи, да зовем Ти:/ радуйся, Матерь Божия Державная,/ Заступнице Усердная рода христианскаго.

Молитва
О Державная Владычице, Пресвятая Богородице, на объятиих Своих держащая Содержащаго дланию всю вселенную, Царя Небеснаго! Благодарим Тя за неизреченное милосердие Твое, яко благоволила еси явити нам, грешным, сию святую чудотворную икону Твою во дни сии. Благодарим Тя, яко призрела еси с высоты святыя Своея на чад православных, и, яко солнце светлое, увеселяеши ныне изнемогший от печали очеса наша пресладостным зрением державнаго образа Твоего! О Преблагословенная Матерь Божия, Державная Помощнице, Крепкая Заступнице, благодарите Тя, со страхом и трепетом, яко раби непотребнии, мы припадаем, со умилением, с сокрушением сердечным, со слезами молим Тя: вкорени в сердцах всех нас правду, мир и радость о Дусе Святе, водвори в стране нашей тишину, благоденствие, безмятежие, любовь друг ко другу нелицемерную! Державою Твоею всесильною поддержи нас, слабых, малодушных, немощных, унылых, подкрепи, возстави! Яко да под державою Твоею всегда храними, поем, величаем и славим Тя, Державную Заступницу рода христианскаго во веки веков. Аминь.

Ина молитва
О мира Заступнице, Матерь Всепетая, со страхом, верою и любовию припадающе перед честною иконою Твоею Державною, усердно молим Тя: не отврати лица Твоего от прибегающих к Тебе, умоли, Милосердная Матерь Света, Сына Твоего и Бога нашего, Сладчайшего Господа Иисуса Христа, да сохранит в мире страну нашу, да утвердит державу нашу в благоденствии, да избавит нас от междоусобныя брани и укрепит Святую Церковь нашу Православную, да непозыблему соблюдет ю от неверия, раскола и ересей. Не имамы бо иныя помощи, не имамы иныя надежды, разве Тебе, Пречистая Дево: Ты еси Всесильная христиан Заступница пред Богом, праведный гнев Его умягчающая. Избави всех, с верою Тебе молящихся, от падений греховных, от навета злых человек, от глада, скорбей и болезней. Даруй нам дух сокрушения, смирение сердца, чистоту помышлений, исправление греховныя жизни и оставление согрешений наших, да вси, благодарив воспевающе величия Твоя, сподобимся Небеснаго Царствия и тамо со всеми святыми прославим Пречестное и великолепое Имя в Троице славимаго Бога: Отца, Сына и Святаго Духа. Аминь.

Державная икона Божией Матери

Державная икона Божией Матери. Оригинал

Почитание образа, который изображен на иконе Божией Матери Державная, связано с новейшим периодом российской истории. Предание об иконе хорошо известно: жительница слободы Перерва Бронницкого уезда Евдокия Адрианова несколько раз во сне видела белую церковь и слышала требование найти чёрную икону и сделать её красной. 2 (15 по н.ст.) марта 1917 года в подвале Вознесенской церкви села Коломенское была найдена большая почерневшая от времени икона Божией Матери: на коленях Ее восседает Младенец Христос, в руках Пречистой — царские регалии, скипетр и держава. В тот же день Государь Николай Александрович, император Российской империи, подписал отречение от престола за себя и своего сына цесаревича Алексея в пользу брата, Великого князя Михаила Александровича (впоследствии расстрелян большевиками).

Икону Божией Матери Державная немедленно стали почитать жители Коломенского и окрестностей. По сей день по мнению многих православных, после отречения монарха от престола Сама Богородица хранит символы царской власти, а вместе с ними и саму Россию. В составлении службы и акафиста образу принимал участие святой Патриарх Тихон.

Образ на иконе Божией Матери Державная относится к канону «Цареградских» икон, написан, судя по всему, в конце XVIII века. Икону обновили в мастерских московского Алексеевского монастыря — облачение Богородицы написано красным.

В советское время икона Божией Матери Державная хранилась в запасниках Исторического музея, в 1990 году была возвращена Церкви — сейчас оригинал образа находится в Казанской церкви в Коломенском. Но приложиться к чтимым спискам можно не только там.

Казанская церковь в Коломенском

В храме Вознесения Господня на Гороховом поле (улица Радио, дом 2), кроме многих других святынь, находится список иконы Божией Матери Державной. Здесь же пребывает образ святого страстотерпца царя Николая, обильно мироточивший в конце 90-х годов.

Храм Вознесения Господня на Гороховом поле

Церковь Успения Пресвятой Богородицы в Троице-Лыково

– Державная икона Богоматери. О царственном Отроке

В главном храме Успенского благочиния города Москвы, церкви Успения Божией Матери в Троице-Лыкове пребывают несколько чтимых образов Пресвятой Богородицы, а среди них и икона Божией Матери «Державная».

Сам Успенский храм, поврежденный в 30-х годах, восстановлен со второго раза — еще в 1935 году церковь была включена Лигой Наций в список выдающихся памятников мировой архитектуры. В 1970 году здание начали реставрировать, но финансирование было приостановлено, и к восстановлению храма вернулись только в начале 2000-х.

На московском подворье Соловецкого монастыря, в храме великомученика Георгия Победоносца (Рождества Богородицы) в Ендове, икона Божией Матери «Державная» почитается особо — ведь Соловки стали Русской Голгофой, путь на которую начался 2 (15) марта с отречения от престола Императора — падения традиционной российской государственности.

Храм святого великомученика Георгия Победоносца в Ендове

Храм-часовня Державной иконы Божией Матери

С 1995 года в Москве существует храм-часовня Державной иконы Божией Матери. Именно с него началось восстановление главного собора страны — храма Христа Спасителя, рядом с которым и стоит эта маленькая деревянная церковь. Перед находящимся в ней чтимым списком «Державной» два раза в неделю читается акафист: по средам в 17.00 и по воскресеньям — в 14.00.

В соседнем с храмом Христа Спасителя храме Илии Пророка во 2-м Обыденском переулке пребывает чтимый список иконы Божией Матери «Державная», написанный в начале 1920-х годов художником Николаем Чернышевым. Вскоре после этого Николай Чернышев был арестован и погиб за веру в декабре 1924 года.

Вы прочитали статью Державная икона Божией Матери.

Особенно рекомендуем тем, кому понравилась Алексиевская пустынь!

Отъезд в Подольск

Музей – дорога к храму. То, что мы видим сегодня в Жуковском — это чудо , потому что невозможно даже представить, как можно было все это создать, не имея ни средств, ни опыта, ни квалифицированных кадров, а только верой и молитвой.

Уникальные новые храмы и батюшки в г.Жуковском: комплекс храмов: св. цел.Пантелеймона, Рождества Иоанна Предтечи.

Соборный центр г. Жуковского: — три храма, — детский сад, — городская школа с этнокультурным компонентом на 400 мест, — богадельня (достраивается), — амбулатория с бесплатным обслуживанием, — десяток уникальных музеев (есть даже Музей слонов с православно-патриотической тематикой), — более 40 бесплатных кружков для всех желающих.

Еще два храма с интереснейшей историей. Все это построил из ничего 74-х летний протоиерей Струков Николай Никонович — настоятель Пантелеимоновского и Иоанно- Предтеченского храмов г. Жуковского. За 20 лет службы в духовном сане священника о. Николай стал в городе авторитетным духовным лидером, к которому люди идут за советом и помощью. Протоиерей Николай Струков внес большой вклад в развитие духовной жизни города, социальной сферы и благотворительности, в духовно-нравственное и патриотическое воспитание подрастающего поколения. Батюшка начал служить на улице в мороз, а престол был изо льда, чтобы прихожане могли стоять в крохотном обгоревшем помещении, в котором не было места для алтаря. Подвижническая деятельность протоиерея Николая Струкова отмечена церковными и государственными наградами, но и это еще не все, протоиерей Николая Струков является заслуженным гражданином города Жуковский! Мы обязательно посетим с Вами музей слоников, в котором собрано несколько тысяч слонов, начиная от самых крохотных, размером с пуговицу до огромных – размером с человека.

..немного истории: 30 декабря 1994 года можно назвать датой основания храма во имя святого великомученика и целителя Пантелеимона. Указом Его Высокопреосвященства митрополита Крутицкого и Коломенского Ювеналия священник Николай Струков был назначен настоятелем Пантелеимоновской больничной церкви села Быково Раменского района Московской области.Приход не имел ни земельной территории, ни помещения для совершения богослужений. Руководство больницы разрешило занять под будущий храм небольшое обгоревшее кирпичное здание бывшего физиотерапевтического корпуса.

Храм достраивался и расширялся. Был оборудован алтарь, к началу 1997 года выстроена колокольня. Таким образом, постройка приобрела в плане форму т-образного креста.В феврале 1999 года приход храма св. Пантелеимона перерегистрировался и стал относиться к городу Жуковскому.

— храм Державной иконы Божией Матери (невероятное кол-во мироточивых икон. );

Храм Державной иконы Божией Матери, построен общиной о. Николая Булгакова (потомка о. Сергия Булгакова) и его духовника прот. Валериана Кречетова за три года. Создана община, собравшая творческих людей. Много летчиков. На клиросе поют семинаристы из Лавры. Сейчас мироточат и даже кровоточат почти все иконы в храме. Батюшка пишет замечательные книги сам, редактирует и издает работы прот. Валериана. Святыни — Державная икона, список с Коломенской и необычная икона Новомученников (650 ликов). Храм был заложен на пустом месте в сентябре 1999 года. По словам старожилов, старое здание, находившиеся рядом с этим местом, когда-то давно начали строить как храм, но из-за начала Первой мировой войны и последующих событий не достроили и начали использовать как магазин и склад.

Приход больничной церкви святых мучеников, чудотворцев Космы и Дамиана зарегистрирован 29 марта 1999 года. Возглавил приход священник Александр Топоров, который и был утвержден Настоятелем Прихода 18 мая 1999 года.

В программе:

Фирма оставляет за собой право вносить некоторые изменения в программу тура без уменьшения общего объема и качества услуг. Время в пути и продолжительность экскурсии указано ориентировочное.

Православный календарь

Седмица 9-я по Пятидесятнице. Пророка Иезекииля (VI в. до Р. Х.). Прпп. Симеона, Христа ради юродивого, и Иоанна, спостника его (ок. 590).

Прпп. Онуфрия молчаливого и Онисима затворника, Печерских, в Ближних пещерах (XII–XIII). Мч. Виктора Марсельского (ок. 290).

Сщмч. Петра Голубева пресвитера (1938). Обретение мощей св. Романа Медведя исп., пресвитера (1999).

В тревожное время Февральской революции, православные обрели Державную икону Божией Матери

Весть о явлении образа Божией Матери совпала со страшным для России временем народной смуты, перерастающей в революцию. Когда армия и полиция перешли на сторону бунтующего народа, император Николай подписал отречение от царского Престола.

В связи с происходящими в России событиями, мнение толкователей о явлении нового образа Божией Матери, разделилось.

Отречение императора Николая II от престола. С этим событием связывают явление Державной иконы – считалось, что она знак испытаний Февральской революции 1917 года.

Одни считали обретение иконы знаком грядущих для страны и народа испытаний, связанных с Февральской революцией 1917 года. Другие же — наоборот, Божественным покровительством царствующей Богоматери в тяжелое для России время.

Патриарх всея Руси Тихон лично прибыл из Москвы для прославления иконы Богородицы Державной.

Слух об иконе быстро облетел окрестности. Сотни верующих ехали со всех концов, чтобы припасть к святому лику Царицы небесной.

Множество молитв пресвятой Богородице пред иконой возносили они о мире в стране и здравии самодержца, поскольку считалась Владычица покровительницей монаршей власти.

Где находится оригинал

К началу XIX в. существовало такое множество древних списков, что многие затруднялись определить, какой же из них является первообразом. Большинство, однако, полагает, что оригинал иконы до 1904 г. находился в Казани. Множество украшений от благодарных верующих, стоимостью, по некоторым данным до 100000 рублей, привлекли воров. Не имевшие благоговения, они совершили похищение и, по некоторым данным, уничтожили святой образ. Многие заметили, что именно с этого времени начинается путь Российской империи к катастрофе: к зиме 1904 г. последовало унизительное поражение в войне с Японией, а затем – революционные события 1905-1907 гг.

К настоящему времени существуют определенные сомнения в уничтожении святыни. Однако местонахождение ее по-прежнему не известно.

21

Июля
2005 года

Состоялась торжественная передача Патриархом Алексием II Ватиканского списка иконы, именуемой «Новоказанская» в монастырь Воздвижения Креста Господня, переданный России Папой Римским.

Где находится икона «Державная» Божья Матерь

Подлинник образа Богородицы Царицы Небесной более полувека находился скрытым в Историческом музее. А списки изымались и уничтожались по всей России. Но в настоящее время оригинал вернулся (в 1990 году) в Коломенское, в храм, названный в честь «Казанской» иконы Божией Матери.

Один из первых сохранившихся списков пребывает в храме мученика Иоанна Воина в Москве. Другой чудотворный список находится в Московской области в Николо-Перервинском монастыре. В этот монастырь принесла образ монахиня Агния, и с тех пор он стал монастырской святыней. А в день почитания «Державной», 15 марта (2 марта по старому календарю), совершается вокруг Божьей обители крестный ход с чудотворным образом во главе.

Кроме этого дня празднуется в Коломенском Казанском храме день возвращения лика Царицы Небесной – 27 (14) июля. Множество соборов и церквей было построено и названо в честь этой иконы.

Храни Вас Господь!

Молитва Страстной иконе Божией МатериМолитва Страстной иконе Божией Матери

Иконы

Значение иконы для россиян

У православных россиян к иконе «Державная» особое отношение. В роковой для нашей страны 1917 год ее явление рассматривалось как символ преемственности власти. От земных царей власть перешла к Царице Небесной. Кроме того, это еще и обетование прощения и спасения народа, идущего тяжким и кровавым путём к покаянию. На протяжении всей истории России, в периоды самых тяжких испытаний, русские люди видели в Пречистой Богородице надежду и опору.

В том, как изображена на иконе фигура Христа, заложен символический смысл, понятный немногим. Он непосредственно связан с теми трагическими для русского народа временами, когда произошло чудесное обретение иконы.

Благословляя, Предвечный Младенец указывает в левую сторону, где по Священному Писанию на Страшном Суде будут стоять грешники. Это придаёт жесту смысл прощения падших. Кроме того, на державе в руке у Богородицы отсутствует крест. Это явное пророчество о разрушении в России церквей и храмов.

Каково значение икон? В чем помогает священный образ? Икона — не божество, но это путеводная звезда для всех, кто ищет Бога.

Иконография

Изображения Богородицы достаточно древние, уже первые христиане пытались изображать ее на досках или холстах, чтобы при донесении Благой вести о спасении через Христа можно было подтвердить ее иллюстрациями.

С развитием иконописи работы стали более совершенными, красивыми и четкими.

Стоит упомянуть тот факт, что никогда иконопись не имела развлекательный характер. Все доски были созданы с целью донести до христианина и неверующих людей церковное учение, продемонстрировать совершенные отношения между Богом и человеком и помочь при донесении Благой вести.

Державная икона Божией матери имеет отличительные особенности, которые отражены даже в ее названии:

  • Тип — Панахранта или Всецарица;
  • Дева Мария расположена на троне, а на ее голове — корона;
  • одежда Богородицы имеет ярко-красные цвета, которые характерны для любого царского облачения;
  • трон с закругленной спинкой золотого цвета;
  • располагается Богородица чуть на возвышении, а в руках у нее — атрибуты монаршей власти: корона, скипетр и держава;
  • Христос изображен отроком и находится на коленях у Матери;
  • Облачен Христос в светлые одежды;
  • Одна рука Его поднята для благословения, а вторая указывает на державу.

Расположение Богородицы, ее одежда, перст Христа, направленный на нее — все это подтверждает царственный статус Девы Марии и ее достоинство как Царицы Небесной. Некоторые копии имеют сверху изображение Бога Отца, однако по канону это неверно, поскольку изображать Господа запрещено, ведь грешный человек не смеет даже взглянуть на Него.

Важно! Именно поэтому традиция Православной церкви запрещает рисовать Господа на ликах, кроме изображений Иисуса Христа, которого люди видели воочию. Святой лик написан маслом на доске

Сегодняшняя версия лика отличается от первоначально нарисованного. В процессе транспортировок и перемещений доски ее низ был поврежден, и его пришлось отпилить. А вот верх, как и изначально, остался закругленным

Святой лик написан маслом на доске. Сегодняшняя версия лика отличается от первоначально нарисованного. В процессе транспортировок и перемещений доски ее низ был поврежден, и его пришлось отпилить. А вот верх, как и изначально, остался закругленным.

Другие Богородичные иконы:

Существует несколько списков, которые располагаются в храмах по всей стране и некоторые из них признаны чудотворными, как и оригинальная доска. Ведь во время революции, после потери монарха, народ был разобщен, началась гражданская война, и только икона «Державная» напоминала верующим, что у них есть одна правительница Царица Небесная, которую нельзя убить и которая заступится за них всегда. Несмотря на преследования коммунистической власти, люди укрывали у себя в домах «Державную» и продолжали ей молиться.

Святая Мария тут изображена как совершенная из всех людей, ведь выше нее — лишь Христос. Она не только заступница людей на земле, но и путеводительница их в жизнь небесную.

«Державная» икона Богородицы, Богородицерождественский храм в Костино, город Королёв

Обретение иконы

Третий год длилась Великая война. Страну сотрясали стачки и хлебные бунты. Поражения на фронтах следовали одно за другим. А крестьянке из слободы Перервинского монастыря Евдокии Адриановой привиделась в снах белоснежная церковь и восседающая над ней женщина. Говорила она, что должна Евдокия найти почерневший образ и сделать его красным.

Евдокия отправилась в село Коломенское и поведала о видениях настоятелю Вознесенского храма. Настоятель храма Николай Лихачев провел ее к иконостасу и показал все старые иконы. Но ни одна не походила на тот образ, что привиделся крестьянке Евдокии во сне и где находится эта икона никто не знал.

После продолжительных поисков в дальнем углу церковного подвала отец Николай обнаружил старую доску. Сквозь черную пелену с доски на пораженного настоятеля смотрели Божия Матерь и младенец Христос. Царица Небесная восседала на державном троне. В руках Божия Матерь держала скипетр и державу — символы императорской власти.

Обретение Державного образа случилось 2 марта 1917 года. В этот черный для страны день самодержец всероссийский Николай Романов подписал отречение. В трехсотлетней истории Дома Романовых была поставлена точка.

Весть об обретении иконы мигом облетела окрестности. Тысячи людей потянулись в Вознесенский храм, чтобы поклониться иконе Божией Матери. Многие люди увидели в обретении Державной иконы особый символ.

Стали считать, что гибель Романовых, пролетарская революция, красный террор — наказание народам России за тяжкие грехи. Но есть выход. Он в покаянии, в надежде на возрождение страны, возвращение ее законной власти. Ведь сама Матерь Божия взяла в свои руки символы власти.

Икона написана в конце восемнадцатого века. Вероятнее всего, для иконостаса одной из церквей Вознесенского монастыря. Монастырь размещался в Московском кремле. Долгие годы был местом погребения женщин царского рода.

Церкви монастыря неоднократно перестраивались. Иконостасы менялись. Один из них перенесли в Коломенское. Доски старели, требовалась замена. Почерневшие части иконостаса упрятали в подвал.

После обретения икону отреставрировали. С нее изготовили не один десяток списков. Под руководством патриарха Тихона подготовили акафист и службу к иконе. Но воинственные безбожники уже бесчинствовали в храмах. Началась кампания по изъятию ценностей у церковников.

Однако Державная Божия Матерь уцелела. Годы Советской власти она провела в хранилищах Государственного исторического музея в Москве. После распада СССР, в 1990 году музейщики возвратили ее в Коломенское. Там она и хранится в храме в честь Казанской иконы Божией Матери.

Правда не всегда ее можно там увидеть. Божия Матерь много путешествует по миру.

В 2003 и 2014 годах она побывала в Португальском городке Фатима. В начале прошлого века этом городе трем детям неоднократно являлась Божья Матерь. Она передавала им религиозные сообщения и пророчества. Одно из них напрямую касалось России и стало знаковым для русской монархии.

Богородица предупреждала о возможном приходе к власти большевиков, о том, что Россия распространит свои прегрешения по миру, что это приведет к войнам и поруганию церкви. В городе действует православный храм в честь Успения Божией Матери, там и была выставлена реликвия.

В 2007 году она побывала во многих странах Европы, США, на Австралийском континенте. Тысячи людей приходили в православные приходы поклониться святыне.

В честь иконы построены храмы и соборы в Самаре, Екатеринбурге, Москве, Санкт-Петербурге, Гдове. Многие ее списки тоже способны творить чудеса, помогать людям. Празднование иконе совершается в день ее явления — 2 (15) марта.

История иконы

В одной из деревень Бронницкого уезда жила верующая крестьянка, соблюдавшая все предписания религии. Звали ее Евдокия Андрианова. Однажды приснился ей необычный сон: загадочный женский голос призывал женщину отправиться в село Коломенское, найти там старую икону и отдать ее в церковь, чтобы люди молились перед образом и просили о помощи, т.к. для России вскоре наступят суровые времена.

Чей был голос во сне, женщина не знала. Но что-то внутри ей подсказывало, что сама Богородица призывала отыскать потерянную икону. Вскоре Евдокия отправилась в путь.

Приехав в село Коломенское, она увидела Вознесенскую церковь, как во сне. Зайдя в храм и разыскав отца Николая, она поведала ему о таинственном сновидении. Настоятель не стал препятствовать поиску, он даже пошел с Евдокией искать необычную вещь. Но попытки оказались безуспешными: ни одна икона не походила на ту, что была во сне.

Тогда они решили спуститься в подвал и продолжить поиски, надеясь все-таки отыскать пропажу. Наконец, под досками и ненужными вещами была найдена грязная, потемневшая от времени икона. Под толстым слоем пыли и грязи было сложно рассмотреть рисунок. Когда икону почистили, Евдокия подтвердила, что именно это изображение она видела во сне.

Мы уверены, что Вам будет интересна статья о том, в чем помогает икона Неувядаемый цвет.

В чём помогает Державная икона Божьей Матери

В настоящее время в России сложилась традиция приносить искренние молитвы Всецарице о мире в стране и укреплении православной веры. Однако многие верующие просят перед этой иконой не только об общем благе, но и о личном. Например, можно встретить свидетельства о помощи в восстановлении от тяжёлых недугов:

«После семи курсов химиотерапии я чувствовала себя не просто плохо. Мне иногда казалось, что легче умереть, чем всё это перетерпеть. Подруга, чтобы как-то мне помочь, повезла меня на святой источник Божьей Матери «Державная» в Гришино (в Янтиковском районе, в Чувашии). Там перед иконой я молилась долго, после чего окунулась в купель. Удивительно, но путь домой я будто бы пролетела на крыльях».

Елена, Чебоксары

Перед Державной иконой можно молиться о здравии и благополучии родных, об избавлении от пороков, о прощении тяготящих сердце грехов и даровании душевного покоя и смирения.

Значение святого образа

Первые изображения Богородицы довольно древние, но в процессе становления церковных канонов иконография также развивалась. Язык иконописи — особенный, он не ставит целью развлекать верующих, иллюстрировать какие-то события. Прежде всего — это отражение церковного учения, также демонстрация того, какими должны быть отношения Бога и человека.

Отличительные черты образа отражены в его названии. Царица Небесная восседает на троне с короной на голове. По описанию икона «Державная» относится к типу Панахранта (от греческого — непорочная, чистая, Всецарица), он близок к Путеводительнице, но с рядом отличий.

Облачение Богородицы — ярко-красного цвета, как подобает царским одеждам.

Широкий трон имеет полукруглую спинку, сам он золотого цвета, на некотором возвышении.

В руках Владычица держит атрибуты царской власти

  • На коленях Матери — Христос Иммануил (в виде отрока), одежды его светлые, правая рука благословляет, другая направлена на державу. Этим жестом Он указывает на царственное достоинство Богородицы.
  • Ряд списков может иметь наверху изображение Бога Отца, посылающего благословение с небес. Но более каноническим будет икона без этого дополнения, поскольку по православной традиции Господа Саваофа изображать запрещено.

Явленная икона написана маслом, верх доски полукруглый. Снизу она подпилена, поскольку была сильно повреждена. Сохранилось довольно много списков начала 20 в., многие признаны чудотворными, хранятся в разных храмах Москвы.

Потеряв императора, народ был растерян, страну ожидали большие перемены. Разрушались устои, расстреливали духовенство, закрывали храмы. Новая власть начала преследовать тех, кто хранил у себя «Державную», но икона имела для народа большое значение. Она напоминала людям, что у него есть милостивая Заступница, которая никогда не оставит.

Значение в православии

В православной иконописи подобный стиль не применяется, хотя западная иконография оказала большое влияние на ее формирование. Приоритетом православной иконографии является духовная суть образа, через который видна его близость к Богу. Поэтому православные лики отличаются условностью изображения, со строгим соблюдением канонов по сюжету (соответствия библейским текстам), оформлению.

В католической иконописи присутствует художественный элемент, допускающий отклонения от Евангелия. Например, на иконе «Святое семейство» Иосиф Обручник изображается молодым человеком, в то время, как он был 80-летним старцем. Иосиф был хранителем чистоты и девственности Марии. Изображение молодого мужчины рядом с Богородицей искажает библейскую суть. Несведущий человек посчитает Обручника отцом младенца Иисуса.

Есть как сторонники, так и противники нового святого образа. Для доказательства святости образа приводят сведения, что он был, во-первых, написан по благословению, во-вторых, праздник Введения в храм отмечается в Русской Православной Церкви.

Из жизнеописания Пресвятой Девы известно, что она родилась у престарелых Анны и Иоакима по велению Господа, о чем их предуведомил ангел Божий. Мать дала зарок отдать ребенка (сына или дочь) в дар Господу для вечного служения. Когда Марии исполнилось 3 года, родители отвели ее в храм. Согласно апокрифу, будущую Богородицу у входа встретил первосвященник Захария, отец Иоанна Крестителя.

Анна поставила дочь на первую ступеньку лестницы, ведущей в храм. Мария, не оглядываясь, побежала наверх, к Захарии, быстро преодолев 15 ступеней. При храме она прожила до 12 (по другим сведениям – 14) лет. Здесь ее обучали Священному Писанию, рукоделию.

С ранних лет девочка отличалась отзывчивостью к людским страданиям и особой духовной силой. Ежедневные молитвы укрепляли ее дух и веру в Господа. В 12(14) лет, по повелению Господа, она была отдана замуж за Иосифа Обручника. Введение в храм Пресвятой Девы входит в перечень двадцати самых значимых православных праздников. В честь этого празднования в РПЦ имеются освященные храмы, называемые Введенскими.

Для противников новоявленного святого образа главными доводами является:

  • нарушение канонического стиля в изображении;
  • запрет монашествующим женщинам совершать таинства, то есть благословение настоятельницы не имеет никакого значения для освящения иконы;
  • отсутствие на ребенке головного убора на голове.

На канонических православных иконописных образах рядом с девочкой присутствуют родители, первосвященник, видны храм, лестница. Фигурка ребенка отличается от стоящих рядом взрослых только размером. На Марии традиционный наряд взрослой замужней женщины: покрывало, укрывающее ее с головы до земли (мафорий).

На основании таких отличий большинство православного духовенства считает, что это художественное изображение сюжета из Священного Писания, близкое к католическому стилю.

Католической иконографии присуще вольное толкование евангелистских историй. Лики святых, ангелов, Божьей Матери, Иисуса Христа похожи по исполнению на живописные произведения. По ним можно судить об эмоциональном настрое персонажей.

Картины на библейские темы западных художников сложно отличить от иконописных образов. Например, картину Тициана «Введение во храм Пресвятой Богородицы», хранящуюся в картинной галереи Венеции. Художник изобразил Марию на лестнице, одетую в голубое платье, с непокрытой головой.

Почитатели одухотворенного образа маленькой Девы Марии в качестве контраргументов напоминают, что у канонических изображений Богородицы «Взыскание погибших», «Ахтырская», «Помощница в родах» отсутствует омофор (головной платок). Цветовая гамма (бело-голубая-коричневая) иконы является традиционной для православной иконописи.

Значение иконы определяется отношением к ней верующего, наличием искренней веры. Молитвы перед святым образом «Трилетствующая» помогли многим людям обрести надежду, решить вопросы воспитания детей. Новизна изображения не умаляет его христианского значения.

Священнослужители относятся к детскому образу Девы Марии сдержанно. В РПЦ имеется около 800 святых ликов Небесной Царицы, созданных в православных традициях для создания молитвенного настроения. По мнению духовенства, эти изображения имеют историю появления, освящение. Вид маленькой девочки на иконе скорее вызывает умиление, не способствуя духовному общению с Богом.

Оцените статью
Рейтинг автора
5
Материал подготовил
Илья Коршунов
Наш эксперт
Написано статей
134
Добавить комментарий