Краткий словарь церковных терминов, используемых на соловках

Служители храма

Православное богослужение могут совершать только люди, прошедшие специальное посвящение – рукоположение. Все вместе они составляют церковную иерархию и называются духовенством.

Священник в полном облачении

Cвященником в Православной Церкви может быть только мужчина. Ничуть не умаляя достоинства женщины, это установление напоминает нам об облике Христа, которого во время совершения таинств представляет священник.

Но и не каждый мужчина может быть священником. Апостол Павел называет качества, которыми должен обладать священнослужитель: он должен быть непорочен, однажды женат, трезв, целомудрен, честен, бескорыстен, тих, миролюбив, не должен любить деньги. Он должен также хорошо управлять своей семьей, чтобы и дети у него были послушными и честными, потому что, как замечает апостол, «кто не умеет управлять собственным домом, тот будет ли пещись о Церкви Божией?»

Как появились священники

В ветхозаветные времена (примерно за 1500 лет до Рождества Христова) по воле Божией пророк Моисей избрал и посвятил для богослужения особых лиц – первосвященников, священников и левитов.

Во времена новозаветные Иисус Христос из множества Своих последователей избрал 12 ближайших учеников – апостолов. Спаситель наделил их правом учить, совершать богослужение и руководить верующими.

Сначала апостолы все делали сами – крестили, проповедовали, занимались хозяйственными вопросами (сбором, распределением пожертвований и т. д.) Но число верующих быстро увеличивалось. Чтобы апостолам хватало времени на выполнение своей прямой миссии – совершать богослужения и проповедовать, решили перепоручить хозяйственные и материальные вопросы специально выбранным людям. Были избраны семь человек, которые стали первыми диаконами христианской Церкви. Помолясь, апостолы возложили на них руки и посвятили их на служение Церкви. Служение первых диаконов (греч. «служитель») состояло в заботах о попечении бедных и в помощи апостолам при совершении таинств.

Когда счет верующим пошел на тысячи, двенадцать человек физически уже не могли справляться ни с проповедью, ни со священнодействиями. Поэтому в больших городах апостолы начали рукополагать некоторых людей, которым передали свои обязанности: совершать священные действия, учить людей и управлять Церковью. Этих людей назвали епископами (с греч. «надзиратель», «блюститель»). Единственное отличие епископов от первых двенадцати апостолов заключалось в том, что власть священнодействовать, учительствовать и управлять епископ имел право только на вверенной ему территории – своей епархии. И этот принцип сохранился до нашего времени. До сих пор епископ считается преемником и представителем апостолов на земле.

Вскоре помощники потребовались и епископам. Число верующих росло, и епископам больших городов каждый день приходилось совершать богослужения, крестить или отпевать – причем одновременно в разных местах. Епископы, которым апостолы дали власть не только учить и священнодействовать, но и посвящать в священнический сан, по апостольскому примеру стали рукополагать на служение священников. Те имели ту же власть, что и епископы с одним исключением – они не могли возводить людей в священный сан и исполняли свое служение только с благословения епископа.

Диаконы помогали в служении и священникам и епископам, но не имели право совершать таинства.

Таким образом, со времен апостольских и до сегодняшнего дня в Церкви существует три степени иерархии: высшая – епископ, средняя – священник и низшая – диакон.

Кроме того, все духовенство разделяется на «белое» – состоящее в браке, и «черное» – монахов.

Священнические звания белого и черного духовенства

Существует три иерархические ступени священства и в каждой из них своя иерархия. В таблице ты найдешь звания белого духовенства и соответствующие им звания духовенства черного.

^ ПАТРИАРХ

ПАТРИАРХ (ПАТРИАРХИ) (греч. patriarches – «родоначальник», «праотец») – важный термин библейско-христианской религиозной традиции, употребляющийся преимущественно в следующих значениях.

1. Библия называет П.-ми, во-первых, родоначальников всего человечества («допотопные П.-и»), во-вторых, – родоначальников народа израильского («праотцы народа Божия»). Все они жили до Моисеева закона (см. Ветхий Завет) и потому являлись исключительными хранителями истинной религии. Первые десять П., от Адама до Ноя, символическая генеалогия которых представлена книгой Бытия (5 гл.), были наделены необычайным долголетием, необходимым для сохранения вверенных им обетований на этом первом земной истории после грехопадения. Из них выделяются Енох, живший «всего» 365 лет, «потому что Бог взял его» (Быт. 5:24), и его сын Мафусал, напротив, живший долее других, 969 лет, и умерший, согласно иудейскому преданию, в год потопа (отсюда выражение «мафусалов, или мафусаилов, возраст»). Вторая категория библейских П. начинается с Авраама, родоначальника нового поколения верующих.

2. П. – представитель высшего ранга христианской церковной иерархии. Титул П. в строгом каноническом значении установлен Четвертым Вселенским (Халкидонским) собором 451 г., который присвоил его епископам пяти главных христианских центров, определив их порядок в диптихах по «старшинству чести». Первое место принадлежало римскому епископу, за ним следовали епископы константинопольский, александрийский, антиохийский и иерусалимский. Позднее титул П. получали и главы других Церквей, причем, константинопольский П., после разрыва с Римом (1054г.), получил первенство в православном мире.

На Руси патриаршество (как форма правления Церковью) было установлено в 1589г. (до этого Церковью управляли митрополиты с титулом сначала «киевский», а затем «московский и всея Руси»). Позднее русский патриарх был утвержден восточными патриархами пятым по старшинству (после иерусалимского). Первый период патриаршества продолжался 111 лет и фактически закончился со смертью десятого по счету патриарха Адриана (1700 г.), а юридически – в 1721 г., с упразднением самого института патриаршества и заменой его коллективным органом церковного правления – Святейшим Правительствующим Синодом. (С 1700 по 1721г. Церковью управлял митрополит рязанский Стефан Яворский с титулом «местоблюститель патриаршего престола».) Второй патриарший период, начавшийся с восстановления патриаршества в 1917 г., продолжается по настоящее время.

В настоящее время существуют следующие православные патриархаты: константинопольский (Турция), александрийский (Египет), антиохийский (Сирия), иерусалимский, московский, грузинский, сербский, румынский и болгарский.

Кроме того, титул П. имеют главы некоторых других христианских (восточных) Церквей – Армянской (П.-католикос), Маронитской, Несторианской, Эфиопской, и др. Со времени Крестовых походов на христианском востоке существуют т. н. «латинские патриархи», находящиеся в каноническом подчинении Римской Церкви. Этот же титул, виде почетного отличия, имеют и некоторые западные католические епископы (венецианский, лиссабонский).

Лит.: Лебедев А. Ветхозаветное вероучение во времена патриархов. Спб., 1886; Роберсон Р.Восточные Христианские Церкви. СПб., 1999.

История клира

Слово «клир» переводится с греческого как «жребий» и подразумевает удел, определённый человеку свыше. Служение Богу названо жребием в Священном Писании (Деян. 1:17-25). Именно Господь выделяет из числа верующих особых людей для служения Ему. В ветхозаветные времена это были пророки, цари-помазанники, священники и левиты. В новозаветные – апостолы, диаконы, пресвитеры, епископы:

В традиционном христианстве (православные и католики) представители духовенства считаются участниками апостольского преемства с его благодатными дарами Святого Духа. Ученики Христа передали эту величайшую духовную власть епископам. Епископы же в деле служения Богу взяли себе в помощники пресвитеров и диаконов. Тем, в свою очередь, помогают церковнослужители. Все вместе они дают христианам возможность участвовать в таинствах и соединяться с Богом. 

Таким образом, клир является особой категорией членов церкви. Это посвящённые люди, призванные на церковное служение Святым Духом и наделённые для этого особой благодатью. Поэтому другие верующие не могут выполнять их функции. Тем не менее, миряне тоже являются участниками церковной жизни. Они молятся на богослужениях, проповедуют Христову веру вне храма, участвуют в церковном управлении.

В протестантизме же учение об апостольском преемстве отсутствует, оно замещено концепцией «всеобщего священства». Протестанты верят, что каждый христианин уже посвящён в священство при Крещении. Соответственно «дополнительной» благодати для церковного служения ему не требуется. Рукоположение в протестантских Церквях (за исключением Англиканской) является не таинством, а лишь обрядом призвания верующего на служение публичной проповеди. Таким образом, в протестантизме нет существенной разницы между мирянином и священником (пастором).

^ ИПОДИАКОН

ИПОДЬЯКОН, ИПОДИАКОН (от греч. hupo – «под» и diakonos – «дьякон», «служитель») – православный церковнослужитель, занимающей в иерархии низшего клира положение ниже дьякона, его помощника (что фиксирует именование), но выше чтеца. При посвящении во И. посвящаемого (чтеца) облачают поверх стихаря в крестообразно повязанный орарь, и архиерей читает молитву с возложением руки на его голову. В древности И. причислялся к клиру и уже не имел права жениться (если до возведения в этот сан был холост).

Традиционно в обязанности И. входила забота о священных сосудах и алтарных покровах, охрана алтаря, выведение из храма оглашенных во время Литургии и др. Появление иподьяконата как особого института относят к 1-й половине 3 в. и связывают с обычаем Римской церкви не превышать в одном городе число дьяконов выше семи (см. Деян. 6:3-6). В настоящее время иподьяконское служение можно видеть только во время архиерейского богослужения. Иподьяконы не состоят в клире одного храма, но зачисляются в штат к определенному архиерею. Они сопровождают его во время обязательных поездок по храмам епархии, прислуживают во время богослужения – облачают его перед началом службы, подают воду для омовения рук, участвуют в специфических церемониях и действах, отсутствующих при обычном богослужении, – а также выполняют различные внехрамовые поручения. Чаще всего И. бывают студенты духовных учебных заведений, для которых это служение становится необходимой ступенью к дальнейшему восхождению по иерархической лестнице. Архиерей сам постригает своих И. в монашество, рукополагает в священный сан, подготавливая к дальнейшему самостоятельному служению

В этом прослеживается важное преемство: многие современные иерархи прошли через «иподьяконские школы» видных архиереев старшего поколения (иногда еще дореволюционной хиротонии), унаследовав их богатую литургическую культуру, систему церковно-богословских взглядов и манеру общения. См

Дьякон, Иерархия, Хиротония.

Лит.: Зом Р. Церковный строй в первые века христианства. М., 1906;Вениамин (Румовский-Краснопевков В. Ф.), архиеп. Новая Скрижаль, или Объяснение о Церкви, Литургии и о всех службах и утварях церковных. М., 1992. Т. 2. С. 266-269; Сочинения блаж. Симеона, архиеп. Фессалоникийского. М., 1994. С. 213-218.

Требования к ставленникам

Человека, которого рукополагают, называют ставленником. Чтобы стать священником, надо пройти все хиротонии, начиная с рукоположения в чтеца.

Апостол Павел в послании пишет, каким должен быть человек, желающий стать священником, епископом и диаконом. На этом основании составлены апостольские правила, которые учитываются перед рукоположением.

Желающий стать диаконом или священником должен быть:

  • единожды женат;
  • трезвым;
  • целомудренным;
  • честным;
  • не склонен к пьянству;
  • не сребролюбец;
  • странноприимец (любящий принимать странников);
  • миролюбив;
  • не убийца;
  • хорошо управляющий домом своим (ибо кто не может управлять своей семьей, не сможет управлять и церковью).

Кто не может быть священником:

  • женщина;
  • человек младше 18 и старше 75 лет;
  • имеющий физический недостаток для служения (эпилепсия, глухота, немота, слепота, нехватка пальцев на руке);
  • склонный к пьянству и наркомании;
  • бесноватые;
  • самовольно оскопленные;
  • новообращенный;
  • маловерующий;
  • имеющие смертные грехи (убийство, половые извращения, прелюбодеяние, блуд, ересь и т.д.);
  • женатые во второй раз;
  • женатый на блуднице, вдове, разведенной, актрисе, неверующей, родственнице;
  • находящийся в рабстве;
  • неокончивший службу в армии;
  • находящийся в тюремном заключении;
  • занимающий важный государственный пост;
  • имеющий долги или кредиты.

Такие строгие ограничения налагаются на ставленников потому,
что они должны стать примером остальным верующим. На иерейском наперсном кресте
написаны такие слова: «образ буди верным чистотой, верою, житием».

Если чтец согрешит блудом (интимной жизнью до венчания) или
другими смертными грехами, согласно апостольским правилам, не может стать ни
иподиаконом, ни диаконом, ни священником. Тоже самое касается иподиакона и
диакона. Жениться можно только чтецам и иподиаконам. Диаконы и священники уже
вступать в брак не должны.

Ранние христианские источники о церковной иерархии.

В данной работе, целью которой является опровержение мнения о «благодатном анархизме» христианской общины апостольского века, я хочу использовать, кроме непосредственно текстов Нового Завета, сочинения мужей апостольских, живших в апостольский период или непосредственно примыкавших к этому времени. Их сведения об устройстве общин для нас важны тем, что по состоянию управления Церковью непосредственно в апостольское время и во время мужей апостольских, можно судить об основных тенденциях формирования внутренней иерархической структуры общин, подтверждая или корректируя выводы, сделанные на основании апостольских текстов. Из таковых я привожу двух более всего говорящих о церковной организации: Климент Римский и Игнатий Богоносец. Кроме того, сочинение, несомненно, предшествовавшее им «Учение 12-ти апостолов».

Климент Римский был епископом Рима в конце первого столетия и соответственно жил непосредственно в апостольское время. По сообщениям Оригена и Евсевия (Писания мужей стр. 67) он был сотрудником ап. Павла и упомянут им в послании к филиппийцам

Это для нас важно в том смысле, что он непосредственно черпал предание от апостолов и являлся авторитетным интерпретатором апостольского учения. Его послание к коринфянам посвящено теме правильного иерархического устройства Церкви в связи с нестроениями в коринфской общине

Игнатий Антиохийский жил примерно в то же время что и Климент. Его называют учеником Иоанна Богослова, но также Петра и Павла, что, впрочем, не исключает одно другого, потому как Антиохия была местом трудов апостолов Петра и Павла, а по их смерти Иоанна. Для нас его сообщения важны в том же смысле что и Климентовы.
«Учение двенадцати апостолов» — сочинение апостольского периода, примерно написанное в восьмидесятых годах первого века т.е. написанное до посланий Климента и Игнатия.
Кроме того, приводятся тексты и мысли из богословской и церковно-исторической литературы, помогающие прояснять и анализировать рассматриваемые вопросы. Также используются тексты из сочинений протестантских церковных историков для показания контраста между церковным взглядом на священную иерархию и западным обмирщённым, т.е. таким, который за главные движущие причины событий принимает закономерности мировой истории, а не действие Бога.

^ КЛИР

КЛИР (греч. – «жребий», «доля, доставшаяся по жребию») – в широком значении – совокупность священнослужителей (духовенства) и церковнослужителей (иподьяконы, чтецы, певцы, пономари, алтарники). «Клирики так называются потому, что они избираются в церковные степени так же, как избран был по жребию Матфий , поставленный апостолами» (Бл. Августин). По отношению к храмовому (церковному) служению люди делятся на следующие категории.

I. В Ветхом Завете: 1) «клир» (первосвященники, священники и «левиты» (низшие служители) и 2) народ. Принцип иерархии здесь – «родоплеменной», поэтому «клириками» являются только представители «колена» (племени) Ле»вия: первосвященники – прямые представители рода Аарона; священники – представители того же рода, но не обязательно прямые; левиты – представители других родов того же колена. «Народ» – представители всех остальных колен Израилевых (а также принявшие религию Моисея не израильтяне).

II. В Новом Завете: 1) «клир» (священно– и церковнослужители) и 2) народ. Национальный критерий упраздняется. Священно– и церковнослужителями могут стать все мужчины христиане, соответствующие определенным каноническим нормам. Допускается участие женщин (вспомогательные должности: «диакониссы» в Древней Церкви, певицы, прислужницы в храме и др.), при этом к «клирикам» они не причисляются (см. Дьякон). «Народ» (миряне) – все остальные христиане. В Древней Церкви «народ», в свою очередь, подразделялся на 1) мирян и 2) монахов (при возникновении этого института). Последние отличались от «мирян» только образом жизни, занимая по отношению к клиру такое же положение (принятие священного сана считалось несовместимым с монашеским идеалом). Однако этот критерий не являлся абсолютным, и вскоре монахи стали занимать высшие церковные должности. Содержание понятия К. изменялось на протяжении веков, приобретая достаточно противоречивые значения. Так, в самом широком значении в понятие К. включается, наряду со священниками и дьяконами, и высшее духовенство (епископат, или архиерейство), – так у Тертуллиана: клир (ordo) и миряне (plebs). Напротив, в узком значении, также зафиксированном в первые века христианства, К. – одни лишь церковнослужители ниже дьякона (наши причетники). В Древнерусской Церкви клир – совокупность алтарных и внеалтарных служителей, за исключением архиерея. Современный К. в широком смысле включает в себя как священнослужителей (рукоположенное духовенство), так и церковнослужителей, или причетников (см. Причт).

Лит.: Елеонский Ф. Г. О ветхозаветном священстве // Христ. Чтение. 1879. Ч. 2; Титов Г., свящ.Полемика по вопросу о ветхозаветном священстве и сущности священнического служения вообще. СПб., 1882; и при статье Иерархия.

Три степени священства, чем отличаются диаконская, иерейская и епископская хиротонии

Церковная иерархия состоит из трёх степенейепископы, иереи и диаконы. Епископ является главой епархии, которая состоит из нескольких приходов — храмов. Храмы, в свою очередь,  возглавляют   священники. Диаконы помогают вышестоящим священнослужителямпроводитьслужбу.

Хиротонияв любую из трех степеней происходитв алтаре, забогослужением, но в разное время — чем выше степень священства, тем раньше начинается Таинство.

Диакон

Диаконэто первый, низший чин среди священнослужителей, в переводе с греческого «служитель».Он не может совершать Таинства,его основная задача помогатьсвященнику во время богослужениячитать Евангелие,  призывать прихожан молиться и др.,но он не имеет право совершать церковную службу   без   священника.

Перед Таинством будущий диакон соблюдает строгий пост и проходит генеральную исповедь у духовника.   Так как диакон не совершает Евхаристии, то хиротония может совершатьсяна   любой   литургиивслед за освящениемСвятых Даров. В момент, когда Святые Дары переносят на престол, онстоит   на солееперед образомХриста. Ко входу в алтарь его ведут иподиаконы, а в алтарь — диаконы.

Интересный факт
В алтаре рукополагаемый снимает  обручальное кольцои   кладет его на престол. Теперь Церковь его семья, он обручился с ней до конца  жизни. Это не означает, что священник отказывается от своей семьи, но  что с этого момента главное служение для него — это служение Церкви

Ставленник   становится на одно колено, и епископблагословляет рукополагаемоготри раза, возложив на него руку и прочитав особую (тайносовершительную) молитву,призывая на избранного благодать Святого Духа.После чтения ещё двух тайных  молитв на  новопоставленного  надевается диаконское облачение.   Диаконцелованием руки и плеча архиерея благодарит его за посланную ему благодать священства.

После рукоположенияу диаконапоявляется возможность помогать священнику совершать Таинства.

Иерей

Вторая степень священства —иерей (священник или пресвитер). В переводе с греческого — старец (жрец), мудрый опытный человек.

Интересный факт
Иерей может совершает все Таинства, кроме   хиротонии.

Священник рукополагается после окончания Херувимской песни, передглавной частью литургии, и потом хиротонисаемыйиерейпродолжает вместе с другими священниками вести литургию. В алтаре его встречают и ведут вокруг престола иереи. В отличие от диакона, иерей становится на оба колена, что означает получение большей благодати исугубой ответственности.

Архиерей, после чтения особых молитв,вручаетхиротонисанномуоблачение новогосана: епитрахиль, пояс и фелонь, а также Богослужебную книгу. Новорукоположенныйсвященник целует полученные атрибуты  и руку архиерея в знак благодарности,затем первым из священников приступает к Причастию.

Он же произноситзаамвонную молитву, тем самымпоказывая прихожанам начало своегослужения на новой степени священства. После рукоположения новопосвященныйсовершает литургии подряд семь дней, в знак принятия семи даров Святого Духа: премудрость, разум, совесть, крепость, ведение, благочестие и страх Божий.

Епископ, или архиерей

Высшей степенью священства является епископ – «блюститель», «надзиратель».   Хиротония    вепископа   начинается с обряда наречения, на котором присутствует Патриарх и архиереи. За один или несколько дней до хиротониинарекаемомузачитывается указ о его избрании. Тот отвечает«Благодарю и приемлю, и нимало вопреки глаголю».После чего, дает присягу, берет благословение у патриарха и другихепископов. В завершении чинанаречения поется «Многая лета». 

Т.к. епископ имеет право не только наставлять паству и освящать Дары, но и хиротонисать в священника и диакона, епископская хиротонияначинается после «Трисвятой песни», прежде чтения Апостола.Во время Таинства поются тропари Венчания. Архиереймолится о ниспослании Святого Духа   нахиротонисаемого.Епископ облачается в то же одеяние, что и священник, но вместо епитрахили он надевает особую одежду, называемую амфор (омофор).

Интересный факт
Только епископ может освящать миро для совершения Таинства Миропомазания.

В былые времена после каждой хиротонии присутствующие прихожане возглашают «аксиос» («достоин»), выражая тем самым одобрение посвящаемому. Сейчас от лица народа поет хор.

Права клириков

Среди пресвитеров и диаконов первенство определяется саном или старшинством хиротонии, или хиротесии.

Согласно предписанию церковных канонов и обычаев, низшие духовные особы обязаны выказывать высшим должное почтение, однако чрезмерные знаки, противоречащие духу христианства, не приветствуются. В Российской Империи духовные особы получали большие преимущества в обществе. Согласно Табели о Рангах архиереи приравнивались к высшим гражданским и военным чинам. На священнослужителей и их детей распространялись все дворянские привилегии.

В наши дни священнослужители не имеют привилегий перед другими членами общества и могут пользоваться всеми правами и свободами, доступными любому гражданину. Священнослужители имеют право получать почетные звания и государственные награды.

Роль протоиерея в церковной иерархии?

В прежние времена старший священник носил титул протопопа. Протоиереем имеет право стать иерей после проведения чина хиротесии. Такое возвышение священнослужителя часто связано с необходимостью его назначения настоятелем православного храма.

Хиротесией называют возвышение священнослужителя в следующий по старшинству церковный чин за выдающиеся духовные достижения. Решение о подобном возвышении вправе принять исключительно епископат. В современном православии протоиерей, который относится к священнику, выше диакона. Следующими по иерархической лестнице идут епископ, митрополит и патриарх.

Классическое облачение включает в себя:

В монашестве этому чину соответствует игумен, именно он является главным среди иноков, находящихся в обители.

Когда протоиерей имеет выдающиеся достижения перед православной церковью, его могут в качестве награды возвысить до протопресвитера.

Обращаться к протоиерею по церковным правилам следует «Ваше Высокопреподобие». Оно соответствует католическому обращению «преподобный» к священнослужителю.

Оцените статью
Рейтинг автора
5
Материал подготовил
Илья Коршунов
Наш эксперт
Написано статей
134
Добавить комментарий