Содержание
- 1 Отличия между собором и церковью
- 2 Отношения между Грузинской и Русской православными церквями
- 3 Чем отличается храм от собора: краткое сравнение
- 4 Православный храм: история формирования
- 5 Апостольская проповедь
- 6 Алтарь
- 7 Литература
- 8 Существуют ещё часовни, колокольни, трапезные и др.
- 9 Православные церкви
- 10 Чем отличается храм от церкви
- 11 В чем отличие и разница между храмом, церковью, собором, часовней и монастырем
- 12 Православный храм: алтарная часть
Отличия между собором и церковью
Очень часто можно услышать совершенно разные названия одного и того же священного места, но какое же из них является правильным? Отличить очень просто. Понятия собор, церковь и храм между собой тесно связаны, поэтому нужно знать характеристику каждого из этих мест.
Что представляет собой церковь, собор, храм?
Церковь — греческое слово, которое дословно переводится как дом Господа, Божий дом. Но также это слово можно растолковать как «собрание», ведь раньше церковью называли не само здание, а группу верующих людей, которые отдают свои молитвы в специальном месте. Затем значение слова исказилось и в настоящее время церковь — это здание, место, для молитв и проведения служб, что синонимично с определением храма.
Храм — это культовое здание, в котором проводятся службы, богослужения, религиозные обряды. В этих священных сооружениях обязательно должно быть три или больше куполов, при чем три главных символизируют святую троицу. Если к основной части достраивается дополнительная, то на ней так же должен быть купол. Новая часть может иметь отличное от основного храма название.
У храмов есть разновидности, такие как:
- Крестово-купольные.Храмы, в которых все центральное пространство образует крест. Обычно имеет прямоугольную форму, а с двух сторон пристраиваются апсиды. Оформлены они обычно закомарами, аркатурами, пилястрами, пряслом.
- Шатровые.Такие сооружения являются классическими для русской архитектуры. Их восьмиугольное основание держится на четырехугольном, т.е. сам храм имеет четыре стороны, а его шатер — восемь. Его шатер имеет форму пирамиды, что является отличительной чертой данного типа. Со всех сторон располагаются террасы.
- Ярусные храмы.Они состоят из «поставленных» друг на друга частей, где самая высокая часть — самая маленькая. В них много колон, карнизов кирпичных вкладок и т.д. и обычно выглядят очень богато.
- Ротонды.Круглые постройки, украшенные, колоннами, реже без них.
- «Корабли».Храм в форме куба, который соединён с часовней прямоугольным зданием. Внешне он напоминает корабль.
Также храмы различаются по своему предназначению:
- Кафедральные храмы — религиозные сооружения, в которых главенствуют правящие архиерей той или иной епархии. Они являются наиболее важным среди остальных храмов.
- Приходские храмы — религиозный центр, в котором совершаются богослужения местных приходов.
- Ставропигиальные храмы — храмы, в которых главенствует Святейший Патриарх и Синод.
- Кладбищенские храмы — храмы, которые располагаются на территории кладбища или вблизи. В таких храмах очень востребованы заупокойные службы. Священнослужители этого храма обязаны по просьбе людей, имеющих отношение к похороненным на кладбище, совершать литии и панихиды об умерших.
И, наконец, собор — самый главный городской или монастырский храм. В крупных городах их может быть больше одного. В соборах есть алтари, в которых каждый день проходят службы (Литургии). В соборе служат двенадцать священников и один настоятель, что символизирует 12 апостолов и Христа. Во всех соборах без исключения хранятся мощи святых.
Отличия собора от церкви
Из данных определений можно вывести несколько различий собора и церкви, а именно:
- Одним из отличий является единожды утвержденный собору статус, который не могут пересмотреть или изменить. Церковный статус могут сменить, если тот станет неактуальным по какой-либо причине.
- Разница между храмом и церковью заключается еще и в наличии жертвенника или алтаря в храме. В православной вере в алтаре совершалась евхаристия («приношение жертвы без крови»). Архитектурному строению храмов придают большее значение, которое шире религиозных идей и обрядовых функций. Украшения, тип постройки и вся архитектура в целом показывает представление о мироздании храма, а еще является местом религиозных торжеств и общественных собраний.
- Храмы обычно располагаются в значимых местах города, тем самым служат украшением улицы и укрепляют православное вероисповедание.
- Слово «церковь» наделено более глубоким и обширным смыслом, нежели «собор». Церковь — это как сооружение, так и некая община, связанная одной верой, а собор — это лишь первое.
- Каждый день в алтарях собора священники проводят службу, литургию, а в церквях, храмах, а уж тем более в часовнях такого нет. Службы в храмах не имеют четко установленного расписания, в то время, как в часовнях их совсем нет.
- В церковь всегда приходят люди одной веры, чтобы помолиться, а храмы и соборы предназначены для представителей различных вер.
Отношения между Грузинской и Русской православными церквями
Обзор сходств и отличий наших церквей будет неполным без того, чтобы вспомнить о той любви, которая созидалась и возрастала на протяжении веков и которая сейчас соединяет «сестры»-церкви.
Сблизились и подружились Грузинская и Русская церкви еще в годы Золотой Орды, когда их представители встречались во время оплаты подати. Дружба, начатая в общей беде, оказалась крепкой и долговременной.
Затем Русь помогала Грузии бороться с внешними врагами. Еще в 15-м веке грузинский царь Александр I обращался за покровительством к великому князю Ивану III, а в начале 19-го столетия грузинский царь и вовсе «вручил России свой народ».
С древних времен и вплоть до 19-го века межцерковные отношения укреплялись благодаря монахам грузинского и русского монастырей на Афоне.
Замечательным явлением в развитии духовных связей наших церквей послужили грузинские иконы, привезенные в Россию и ставшие предметом глубокого почитания. Это прежде всего копия чудотворной Иверской иконы Пресвятой Богородицы, привезенная в середине 17-го столетия из Иверского монастыря на Афоне, а также другие чудотворные иконы Богородицы: «Оконская» (18-й в.) и «Грузинская».
В 19-м веке отношения Русской и Грузинской церквей были наиболее постоянными, так как Грузинской церковью управляли экзархи, назначаемые российским Святейшим Синодом.
И наконец, крепкие братские отношения сложились между Грузинской и Русской церквями в середине 20-го века благодаря восстановлению ими молитвенного общения. В настоящее время Грузия и Россия, также, как и их поместные церкви, имеют множество точек соприкосновения, совместных проектов и, самое главное, тесное взаимное молитвенное общение.
Чем отличается храм от собора: краткое сравнение
Храм – культовое сооружение. В храмах, как правило, проводятся обряды. Храмы располагаются по всему миру, но они называются по-разному. К примеру, храм у индусов – это синагога, у мусульман храм называют мечетью.
Собор – основной городской храм, который играет главную роль в религиозной жизни каждого человека. Помимо этого, собор – это основная церковь, которая находится в монастыре.
Собор и храм имеют следующие отличительные признаки:
- Храм – это каждое культовое здание, в котором осуществляется богослужение. Собором называют главный храм в населенном пункте или же в монастыре.
- Что касается литургии, то в храме она может проводиться как каждый день, так и исключительно по воскресеньям. А вот в соборе литургия проводится каждый день.
- В соборах богослужение проводят лишь высшие чины.
- Собор со стороны смотрится массивнее, богаче, чем обыкновенный храм.
- Храм имеет только один алтарь, собор может иметь несколько.
Православный храм: история формирования
Первая Евхаристия была совершена Иисусом Христом в горнице обычного дома. В подражание этому первыми христианами Евхаристия также совершалась в жилых домах, в специально отведенных для этого комнатах. Это и были первые домашние церкви. Во время гонения на христиан службы совершались в катакомбах (подземных галереях). С 4 века, когда гонения прекратились, начало развиваться церковное искусство, в том числе храмовая архитектура.
Уже внешний вид православной церкви указывает на то, что это не обычный дом. Ориентация храма на восток связана с образом Спасителя. Иисус Христос — это «Солнце Правды» (Книга пророка Малахии, 4:2), а солнце восходит на востоке. Кроме того, на востоке, как повествует Библия, находился Эдемский сад (Бытие, 2:8).
Выделяются три основных архитектурных типа православных храмов: базиликальный, крестово-купольный и шатровый.
Базилика — прямоугольные здания с плоским потолком и двускатной крышей. Это исторически самая ранняя форма храмов. Христианами для ритуальных целей были приспособлены римские гражданские базилики, не имеющие стойких ассоциаций с язычеством. В них проводились судебные процессы, решались финансовые вопросы.
Современная западноевропейская базилика имеет крестовую форму.
Появление крестово-купольных храмов относится к 5 веку. В таких церквях на общем плане четко прослеживается 2 пересекающиеся оси, образующие крест.
Возникновение шатрового типа относится к концу 15 века. Вместо куполов над церковью установлен остроконечный шатер с главкой.
Апостольская проповедь
Священное предание гласит, что Грузия (Иверия) была апостольским жребием Богородицы. После событий, сопровождавших Вознесение Господне, все апостолы пришли в Сионскую горницу и бросили жребий, кому в каких землях проповедовать, Божия Матерь тоже захотела поучаствовать в проповеди христианства. Ей был определен жребий идти в Иверскую землю, но голосом с неба Христос велел Богородице пока оставаться в Иерусалиме, а на север отправиться святому апостолу Андрею Первозванному.
В путь святой Андрей отправился с нерукотворным образом Пресвятой Девы Марии. В Грузии апостол Андрей обошел много городов и селений, проповедуя Христово Евангелие в сопровождении чудес. Жители города Ацкури, увидев чудо воскрешения сына вдовы, попросили крестить их. Святой Андрей выбрал для новых христиан епископа, священников и дьяконов и, уезжая, подарил жителям Ацкури нерукотворный образ Девы Марии.
Святой Андрей Первозванный — не единственный апостол, который проповедовал в Грузии. Осталось предание, что в Грузии также бывали ученики Христа Матфей и Симон Кананит. Апостол Симон проповедовал христианство местным жителям, но те не хотели менять свои верования и побили его камнями. Паломникам показывают место мученической кончины святого апостола у лесного ручья близ поселка Новый Афон, а также место его захоронения, над которым сейчас возвышается храм Симона Кананита.
Также из древних источников известно о том, что в Восточной Грузии проповедовали святые апостолы Варфоломей и Фаддей. То, что святые апостолы были в Грузии, подтверждают и грузинские хроники, и греческие и латинские авторы, а также археологические факты. Из них можно сделать однозначный вывод, что в первых трех веках нашей эры на территории Грузии были христианские церкви. Ириней Лионский в ряду христианских народов упоминает также и иберов, то есть грузин.
В первые века существования христианства оно подвергалось жестоким гонениям. Так уже в начале II века произошла мученическая кончина святого Сухия и его дружины. Положение спасла проповедь святой Нины, за что Грузинская православная церковь почитает ее как равноапостольную. Благодаря ей христианство в Грузии стало государственной религией.
Алтарь
Главной частью храма является алтарь. В этом священном месте приносится Бескровная Жертва и пребывают Тело и Кровь Христовы. На символику устройства алтаря повлияло видение небесного храма Иоанном Богословом (Книга Откровения, глава 4).
Центральное место в алтаре занимает престол (четырехугольный стол). К нему могут прикасаться только священнослужители. Храм без престола — простое здание. Престол покрывается белым полотном (символизирует Плащаницу), а сверху — парчой (царская одежда Иисуса Христа, сидящего на небесном престоле).
На престоле размещаются священные предметы. Это антиминс (по-гречески «вместопрестолье»), являющийся знаком полученного благословения от епископа на совершение богослужений. В антиминс вшиваются частички от мощей святых как память о том, что раньше Литургия совершалась над гробами мучеников. На антиминс ложится губка для собирания частиц Святых Даров (символ губки с уксусом, которую подносили к устам Христа при распятии). Евангелие на престоле символически напоминает о присутствии самого Господа. Крест с распятием — орудие спасения людей.
На престоле ставится дарохранительница в виде металлического сосуда в форме церковки. Здесь хранятся особо заготовленные Святые Дары (запасные) для причащения больных. Также на престоле стоит дароносица, предназначенная для переноса Святых Даров, когда нужно причастить больных вне храма.
Литература
- Лиценбергер О. А. Евангелическо-лютеранская церковь и советское государство. — М.: Готика, 1999. — 432 с. — ISBN -3.
- Немецкая слобода // История московских районов : энциклопедия / под. ред. К. А. Аверьянова. — М.: Астрель, АСТ, 2008. — С. 84—95. — 830 с. — ISBN 978-5-271-11122-8.
- Протестантизм в России // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). — СПб., 1890—1907.
- Сизова А. И. «Вы в душах зажгли наших свет…»: Об основателе Московской школы для слепых детей Генрихе Дикгофе. — М., 1998.
- Томан И. Б. Памятники истории и культуры московских немцев. — М., 2013.
- Цветаев, Дмитрий Владимирович. Книга первая. Протестантские церкви и духовенство // Из истории иностранных исповеданий в России в XVI и XVII веках : Исслед. Дм. Цветаева.. — М.: Унив. тип., 1886. — 462 с.
- Цветаев Д. В. Протестантство и протестанты в России до эпохи преобразований. — М., 1890.
- Fechner A. Chronik der evangelischen Gemeinden in Moskau.. — M., 1876. — Т. 1—2.
Статьи
- Бобылёв А. В. Московские евангелические благотворительные учреждения до революции // Наша Церковь. — 1996. — № 3-5. — С. 22—25.
- Бобылёв А. В. Церковь святых Петра и Павла в Москве // Наша Церковь. — 1995. — № 1/2. — С. 49—52.
- Бугров А. В. Бобылёв А. В. Первые лютеранские церкви: как они выглядели // Наша Церковь. — 1996. — № 1/2. — С. 35—39.
- Бугров А. В. Пастор Иоганн Готфрид Грегори // Контакт. — 1995. — № 6. — С. 8.
- Ломтев Д. Г. Россия органная: заказчики и производители инструментов. Серия «Культурология. Искусствоведение. Музеология» // Вестник РГГУ. — 2010. — № 15 (58). — С. 211—223.
- Томан И. Б. Немцы в Москве: опыт национального путеводителя // Московский журнал. — 1991. — № 10, 12.
- Bobyljow A. V. Der deutsche Dom in Rußland (нем.) // Neues Leben. — 1994. — Nr. 41.
Существуют ещё часовни, колокольни, трапезные и др.
Есть ещё несколько слов, о значении которых часто спрашивают, когда речь заходит о храмах и церквях. Не все эти явления должны находиться в одном списке. Но раз возникает такой вопрос, нужно дать пояснение.
Часовня — это храм в миниатюре. Здесь может быть колокольня, кресты, купола, иконы. Но в ней не совершают литургии. Нельзя, потому что нет престола. То есть это неполноценный храм, но тоже культовое строение.
Часовню могут возвести на памятном месте. Скажем, если там погиб какой-то выдающийся человек, либо случилась крупная катастрофа, а может, наоборот, совершилось нечто чудесное.
Часовня Казанской иконы Божьей Матери (г.Иркутск)
Часто часовне регулярного штата, отсутствует ограда, а сами строения возводят возле кладбищ.
Теоретически каждая часовня может стать полноценным храмом, если в ней сделать придел и алтарь. Маленькие храмы иногда называют «храм-часовня».
Часовня может стать храмом, если в ней сделать алтарь с приделом
Колокольня — высокая башня с колоколом. Может быть зданием, стоящим отдельно. Но не обязательно.
Колокольня Казанского мужского монастыря (Тамбов)
Звонница — строение с колоколами. Тоже может стоять отдельно, а может выступать частью другого сооружения. В отличие от колокольни не является башней.
Звонница Ростовского кремля
Трапезная — помещение для приёма пищи. Может быть отдельным зданием на территории храма или монастыря.
Трапезная Саввино-Сторожевского монастыря
Монастырь — здание или архитектурный комплекс, на территории которого проживают монахи (или монахини). На его территории может быть и собор, и церкви, и колокольни, и трапезные. А ещё обязательно есть кельи для проживания, возможны и другие сооружения. Обитель — это синоним монастыря. Лавра — название самых крупных, старых и влиятельных монастырей.
Свято-Боголюбский женский монастырь
Православные церкви
Церковь и часовня представляют собой два основных типа церковных зданий в православии, а разницей служит лишь то, что в часовнях не проводятся литургии, являющиеся основными службами православия, часовни не имеют алтаря. Некоторые церкви имеют особый статус и называются соборами, это более почетный статус, означающий высокопоставленность этого православного здания.
Среди церквей имеются так называемые домовые храмы — церкви, расположенные при каких-либо учреждениях и предназначенные. Например, для учащихся того или иного учебного заведения или рабочих на предприятии, а также для пациентов больницы. Эти церкви строятся на территориях данных учреждений, встраиваются в здания, вписываясь в их структуру или фасад, а иногда размещаются внутри (церкви в аэропорту).
Другие русские церкви и храмы — крестовые церкви, в которых совершаются богослужения для главы Епархии. Эти здания находятся обычно при архиерейских домах или в самом здании Епархии. Также среди церквей выделяются крестильные церкви — это храмы, главным образом предназначенные для обрядов крещения. Вообще эти обряды проводятся в любых храмах, а также в обычных домах и даже в открытых водоемах. Крестильная церковь — это особое здание, расположенное в подклете или приделе основного храма.
Чем отличается храм от церкви
Для верующего человека посещение храма сродни празднику. Он ощущает умиротворённость души, бодрость тела и бесконечное счастье от возможности прикосновения к чему-то более высокому. Он ищет любви, защиты и благословения на добрые начинания.
Люди молятся об исцелении, об укреплении веры и наставлении на путь истинный, о сердечной радости, о даровании благочестия и милосердия. Однако мало кто из них задумывался, есть ли разница между словами «храм» и «церковь». А если есть, то в чем она заключается.
Хотя, с одной стороны, храм и церковь являются синонимами, заменять эти слова друг другом можно далеко не всегда.
Совет
Слово «храм» имеет старорусское происхождение и обозначает «хоромы», «храмина».
В различных религиях храм именуется по-разному: в христианстве – это собор, церковь, костел, кирха; в иудаизме – синагога; в исламе – мечеть и т.д. Здание храма полисемантично.
В христианстве и буддизме, например, храм представляет собой ориентированную по сторонам света модель Вселенной. Очень часто храм строят в виде креста.
Церковь (kyriakon) переводится с греческого как «дом Господа». У лютеран церковь именуется кирхой или киркой, у католиков – костёлом. Первые церкви представляли собой собрания в каком-либо доме, где верующие вкушали пищу, вели религиозные беседы, читали молитвы. Самые простые церкви на сегодняшний день – это какое-либо помещение, где имеется ориентированный на восток алтарь и трапеза, в которой собираются люди, чтоб помолиться.
Семантическое значение слов
Слово «храм» имеет несколько значений. Во-первых, храм – это здание, предназначенное для богослужений. В этом значении храм и церковь являются синонимами. Также понятие «храм» применимо и для обозначения места, вызывающего почтение, благоговение, трепет.
Слово «церковь» кроме вышеуказанного значения может обозначать общность последователей какой-либо религии.
Предназначение
Предназначение храма состоит в предоставлении человеку места, где он может помолиться, раскаяться в своих грехах и попросить о заступничестве. Любой храм – это место присутствия Господа Бога на земле.
Предназначение церкви с одной стороны созвучно с предназначением храма: это создание нормальных условий для поклонения Богу и общения верующих друг с другом.
Но, в первую очередь, церковь занимается воспитанием и наставлением верующих на путь истинный.
Особенности архитектуры
Статус церкви можно определить по количеству куполов с крестами. Если над Господним домом возвышается 3, 5, 7, 11 или 12, 13 куполов, то, скорее всего, это храм. Если куполов меньше трех, то это церковь. Храмы обычно располагают в знаковых местах города. Храм, как правило, выглядит более величественно, чем церковь. Внутренний облик храма отражает историю мироздания.
Алтарь
Алтарем называют жертвенник, расположенный на некотором возвышении. В православных церквях под алтарем подразумевают отгороженную иконостасом часть храма, предназначенную для священнослужителей. В нем имеется престол, накрытый антиминсом, на котором располагаются крест.
Таких алтарей с престолами в храме может быть несколько. На каждом из этих престолов можно служить литургию, но в день на одном престоле только одну.
В церкви, как правило, имеется только один алтарь с одним престолом, а, значит, и литургия, даже при наличии второго священника, может служиться только одна.
Таким образом, TheDifference.ru нашел следующие отличия храма от церкви:
Храм, в первую очередь, является зданием для богослужений. Церковь – это община единоверцев. Храм по размеру больше церкви, на нем имеется не менее трех куполов.
В храме может быть несколько алтарей с престолом, в церкви – один. В храме может служиться несколько литургий в день при наличии нескольких священников.
В церкви даже при наличии двух священников литургия может служиться лишь единожды.
- Миллионы долларов, евро, рублей, юаней. Миллионы просмотров, восхищенных возгласов и аплодисментов. Они были звездами в одной…
- Дикторы – профессия, которая востребована в наше время. В услугах озвучивания нуждаются рекламные агентства, переводческие бюро,…
- Япония полна множеством интересных праздников. Часто, они даже не выходя за пределы какой-то местности. Но есть…
В чем отличие и разница между храмом, церковью, собором, часовней и монастырем
- Отличия храма от церкви
- Отличие собора, монастыря и часовни
У православных людей часто спрашивают, в чем заключается разница между храмом и церковью и есть ли она? Люди интересуются жизнью и уставом православной церкви из любопытства или пытаясь понять и осмыслить веру.
В любом случае, христианин должен знать, как ответить на этот вопрос и подробно объяснить, в чем состоит разница между храмом и собором, часовней и монастырем. Знание этой разницы не спасет душу, но определяет образованность человека в том учении, в котором он находится.
Отличия храма от церкви
Русское слово «храм», которое произошло от древнерусских «хором» или «храмины» — этими словами раньше называли большие жилые помещения. Сегодня это понятие трансформировалось и уже означает архитектурную постройку, в котором проводятся богослужения и Таинства.
Князе-Владимирский храм в Иркутске
По своей форме, которая имеет определенный смысл, она может быть:
- кораблем — в качестве символа ковчега спасения среди бушующего мира;
- крестом — в честь того предмета, смерть на котором Христа спасла людей;
- кругом — как символ вечности;
- звездой — как символ истины.
По своей архитектуре храм имеет от 3 куполов и нескольких алтарей, разделенные на пределы. Обычно храм носит название в честь какого-то святого или праздника.
Слово «церковь» пришло с греческого языка (в переводе «Дом Господень») и означает что-то намного большее, нежели здание. Православное богословие выделяет 2 значения данного слова:
- здание для богослужений;
- сообщество верующих людей во Христа неограниченные во времени или пространстве.
Церковь как здание имеет такие отличия от храма:
- лишь один предел;
- совершается только одна литургия в день;
- меньший размер;
- скромное убранство;
- до трех куполов;
- один служащий священник.Церковь Бориса и Глеба в Зюзино
А вот второе значение, более глобальное и духовное — сообщество людей, которые верят в Смерть и Воскресение Христа и поклоняются одному Господу.
Читайте об Иисусе Христе:
- Страдания Иисуса Христа
- Смерть Иисуса Христа
- Воскрешение Иисуса Христа
Это значение объединяет:
- небесную Церковь, которая торжествует (Богородица, ангелы, сонм святых и спасённых);
- земную Церковь, которая воюет (христиане).
Важно! Эти две церкви объединены в одну Вселенскую и представляет собой единый богочеловеческий организм, который связан внутри себя Таинствами, Благодатью и Святым Духом. Во главе этого организма стоит сам Христос и управляет свой паствой
Он создал её 2000 лет назад с 12 учениками и воссоединится с Ней во время второго пришествия.
Отличие собора, монастыря и часовни
Есть также понятия «собор» и «часовня», многие думают, что это слова-синонимы, но это не так.
Казанский собор в Ставрополе
Собор в точном своем значении — это собрание, а вот в православии имеет целых 4 определения:
- апостольский Собор — первое историческое собрание апостолов после смерти Христа в Иерусалиме;
- церковный Собор — собрание высшего духовенства для определения и контроля православной доктрины, традиции и уставов;
- главный храм — т.е. главный храм города, в котором служит главный архиерей города;
- Собор Святых — праздник.
Собор украшается множеством икон и элементами декора, для выделения его из числа простых храмов.
Кроме того, он:
- больших размеров;
- богослужения ежедневно;
- служат 3 и более священников;
- служит высшее духовенство;
- есть трон для предстоятеля.
Об известных храмах и монастырях:
Понятие же часовни означает небольшое сооружение, которое служит только для совершения в ней молитв и чтения акафистов. Часто их возводят в честь какого-то события, а в древности из часовен вырастали монастыри и храмы. В ней нет алтаря и не служат литургии.
Часовня Николая-Чудотворца в Рыбинске
Монастырь имеет 2 значения:
- Община монахов (монахинь), которая занимается не только проведением частых богослужений, но и ведением хозяйства для обеспечения собственных нужд и отделения финансов для поместной епархии;
- Церковь, храмы и часовни религиозной общины, собранные на одном подворье.
Иоанновский ставропигиальный женский монастырь
Важно! Православная Церковь имеет различные здания для проведения определенных служений в них. Но совсем неважно, где молиться Господу, Он слышит молитву и в чистом поле, главное, чтобы она была от чистого сердца
о храмах, соборах, церквях, монастырях города Москвы и Московской области.
Янв 19, 2021 17:44Администратор
Православный храм: алтарная часть
Восточное пространство храма занимает алтарная часть. Она возвышена над остальной частью храма («алтарь» с латинского — «высокий»). Символически это место пребывания Бога.
Иконостас отделяет алтарную часть от храма. Это деревянная конструкция имеет специальные углубления, в которые помещены образы святых. Эти иконы располагаются рядами (ярусами) и называются чинами.
Иконостас символически является границей между видимым и невидимым мирами. Также иконостас служит молитвенным образом, по сути, самой большой иконой в храме.
Изначально алтарь не был ничем визуально отделен от верующих. Границей служили колонны и низкие решетки. Только с 5-7 веков на них стали размещать иконы.
Возвышенная площадка перед алтарем называется «солея». Напротив Царских врат полукруглый ее выступ называется амвоном (по-гречески — «возвышение»). С амвона священник произносит проповеди или обращается к молящимся в храме. Также на амвоне читается Евангелие во время Литургии, возглашаются ектении (особые прошения). Стоя на амвоне, священник причащает прихожан, подходящих к нему.