Переход от язычества к христианству на руси

Верования восточных славян: каким они видели строение мира

Вселенная нашим предкам представлялась в виде гигантского яйца. Центр Вселенной – Земля, разделенная на две части – Мир  Людей и противоположный ему Мир Мертвых. Когда в нашем мире день, над миром мертвых опускается ночь.

Рис.1. Миниатюра из рукописи «Космография Козьмы Индикоплова»

Землю окружают девять небес: Солнцу, звездам, месяцу, тучам, ветру – каждому небесному телу, каждому явлению предоставлено собственное небо. Седьмое небо особенное, оно хранит воды небесного Океана. Земля и Небеса связаны Мировым Древом, и там, где его вершина пронизывает небесную твердь, расположен чудесный остров Ирий, на котором живут «старые звери» — родоначальники всех зверей и птиц. Слово «старый» тогда еще означало «крепкий», «матерый», «зрелый». Так, былинный богатырь Илья Муромец – «старый казак» – не дряхлый старик, а могучий воин.

Повседневная жизнь

Наверное, все видели славянские костюмы, славянские украшения

Сразу обращает на себя внимание изобилие разных причудливых узоров и орнаментов, вышивки на одежде. Все это славяне делали не просто так

Дело в том, что еще одной важной чертой язычества была вера в магию, в невидимые силы. Последние могли быть не только добрыми, но и злыми

Славяне верили в порчу, сглазы, проклятия. Поэтому от них нужно было как-то защищаться. Для этого и использовалась символика.

Что касается жилища, то и в нем находилось место для защитных символов и знаков. Они были и на кухонной утвари, предметах домашнего обихода, инструментах для земледельческих работ.

Особый интерес представляет собой народное творчество (фольклор) славян. Ах, сколько у наших предков было обрядов, традиций, заговоров, заклинаний! И все они были плодами языческой культуры. Разного рода обряды сопутствовали человеку, начиная с его рождения: обряд имянаречения, свадебный обряд, погребальный обряд; также были земледельческие обряды, но они по большей своей части были сопряжены с праздниками. Заговоры и заклинания были средством для лечения болезней, для защиты от негативной энергии, для удачи в делах, для благоприятной дороги, для победы на войне и так далее. Они часто были направлены к природе и ее стихиям, а также к богам. В своих обрядах и заклинаниях славяне часто использовали разные травы, ветви деревьев. Во-первых, они считались «божественными», живительными. Во-вторых, мы знаем это и сегодня, некоторые растения обладают целебными свойствами и используются в медицине.

Языческая культура – это еще и воспитание, моральные принципы. У древних славян в семье на первом месте всегда стояло взаимное уважение, почтительное отношение к старшим. Муж с женой делали все, чтобы в семье царили спокойствие и мир. И детей воспитывали согласно традициям предков, традициям Рода.

Досуг и праздники

Говоря о языческой культуре, мы не можем не упомянуть о праздниках, которые существовали у славян. Это поистине очень яркие явления, не все из которых, кстати, полностью ушли в историю. Как уже было сказано, многие из них были связаны с земледельческими работами

А еще одной очень важной причиной и поводом были смены природных сезонов (дни солнцестояний и равноденствий – это самые масштабные праздники у славян). И третья «категория» праздников – это вохсваление и славление богов

У каждого из них существовал свой определенный день или даже несколько дней в году, когда его славили, поклонялись ему, благодарили.

Праздники в славянской традиции никогда не были просто отдыхом. В них был заключен глубокий смысл. В эти дни веселились, шутили, пели песни и играли в игры, пили и ели. Но была и другая сторона праздника – обрядовая. И обряды эти преследовали основную цель – сбор богатого и добротного урожая, а также жизнь без горя и бед.

На многих празднествах можно было встретить такие действия, как:

  • Разжигание костров. Огонь, по мнению наших предков, обладал очистительными свойствами, защитными свойствами (от злых сил и духов). Именно поэтому популярно было, например, в Купальскую ночь прыгать через костер.
  • Сжигание или закапывание чучела. Эта процедура совершалась для того, чтобы земля была плодородной. То есть эти чучела были некими преподношениями земле. Даже, если его сжигали, то пепел обязательно рассеивали по полю.
  • Купание в водоемах. Вода – одна из важнейших природных стихий. Она тоже очищала не только тело, но и душу человека.
  • Веселые и звонкие песни, частушки, игры, представления. Чем грандиознее и громче был праздник, тем удачнее он считался. Ведь шум людской радости, согласно славянским поверяьм, отпугивает все негативное.
  • Богатые угощения и шикарные столы. Традиция накрывать праздничный стол своими корнями уходит на много сотен лет назад. Так много еды готовили, чтобы часть ее преподнести богам, часть – усопшим родственникам. Остатки ее закапывали в землю (опять же, в качестве дара земле), иногда отдавали скотине.

Самый яркий языческий праздник, по который знают все, — это Масленица. Она включает в свое все перечисленные действия. Он отмечается по поводу прихода весны – дня весеннего равноденствия.

О языческой культуре и ее проявлениях в жизни славян можно говорить бесконечно. Мы лишь хотели показать, насколько всесторонне это явление охватывало все сферы жизнедеятельности человека, начиная с его рождения и заканчивая «загробной жизнью».

Языческие Боги восточных славян

Основные языческие боги у восточных славян:

Велес

Благодаря Велесу день сменял ночь, зиму — весна, а затем
— лето и осень. Выдох сменялся вдохом, а печаль — радостью. Таким образом, религиозные
люди учились преодолевать сложные жизненные периоды и ценить счастье.

Изначально Велес был владыкою небесных, мифических стад,
которые олицетворяли облака. Однако позже, когда народ утратил сознательное
отношение к своим прежним представлениям, ему и приписали покровительство
обычных, земных стад. Поскольку земной урожай зависел от молока, которое
проливали стада дожденосных туч, Велесу придавалось значение Бога, который
помогал земледельцам.

С давних времён скот считается главным богатством семьи и
племени, поэтому Бог скота почитался также как Бог богатства.

Поскольку слова «Волос» и «волхвы» имеют общий корень
(волосатый), то и волхвы были тесно связаны с культом Велеса. Исполняя
ритуальные танцы, заклинания и обряды, волхвы были одеты в шкуру медведя. Храмы
Велеса, учителя закона, были построены в различных местах русской земли — в
Киеве, Ростове, вблизи Новгорода и во многих других городах.

Перун

Перун представлен как статный, высокий, черноволосый Бог
с длинной золотой бородой. Разъезжая на пламенной колеснице по небу, он
поражает нечестивых стрелами из лука.

Кроме этого, Перун — покровитель воинов, которого
прославляли в дни побед и приносили жертвы, желая достичь еще больших военных
успехов.

Хорс

Даждьбог

Утром и вечером Даждьбог переплывает на ладье Океан-море.
Ладья запряжена гусями, утками и лебедями, которые её тянут. Поэтому особенно
славяне ценили обереги-талисманы в виде утки с лошадиной головой.

Стрибог

Семаргл

Семарг каждую ночь стоит на страже, не впуская в мир зло.
Один раз в год, в день осеннего равноденствия, он покидает пост для занятий
любовными играми с Купальницей, и, с наступлением дня летнего солнцестояния,
спустя 9 месяцев, Купальница рождает для Семиргла детей — Кострому и Купалу.

Макошь

Две Богини — Доля и Недоля помогают Макоши прясть пряжу
Судеб, связывая покутные нити человека с плодами его трудов — добрых или злых.

День Макоши — Пятница. Позже, с принятие христианства, Макошь
сменила Параскева Пятница, унаследовавшая многие характерные и культовые черты
языческой Богини.

Ярило

Ярило — Бог, который ежегодно умирает и воскресает, что и
символизирует в его руке чучело головы. В другой руке — ржаные колосья, а на
голове у божества — венок из весенних цветов. Ярило изображается как женщина,
одетая в мужской наряд.

В соответствии с этим образом в весенние праздники
славянские девушки наряжались и ездили на коне по полям.

Перед тем как на Руси приняли христианскую веру, славяне
достигли наивысшего развития язычества. Они поклонялись тем Богам, от которых
зависела их жизнь, урожаи, здоровье. Кроме этого, славяне почитали и своих
предков. Богов было большое количество, и ещё большее — духов, которыми славяне
одушевляли деревья, растения, животных, природные стихии. Каждое племя особенно
почитало своих определённых Богов, однако, все они с давних времён поклонялись
двум главнейшим божествам — Велесу и Перуну.

Современные сведения

Так, русское язычество до сих пор остается мало изученным. На первом месте у древних славян находился бог Солнца – Даждьбог, Хорс, Велес. До сих пор нет точного объяснения того, почему у него было несколько имен. Даждьбог считался покровителем тепла, света. Велес был покровителем скота, а великий Хорс – это солнечное светило само.

Перун олицетворял собой грозу, страшные гром и молнию. Ветер был Стрибогом. Небеса назывались Сварогом, это был отец Даждьбога, и последнего называли Сварожичем. Землю называли Мать-Землей Сырой. Так, в русском язычестве почитали Мать-Землю, Даждьбога, Велеса.

При этом образы не были такими же яркими, как в греческой мифологии. Не было развитой сети храмов, четко оформленной касты жрецов. Известно, что открытые места оформлялись идолами, где происходили жертвоприношения. Порой они были человеческими, но это являлось скорее редкостью. При этом варяжские мифы не повлияли на развитие славянских, даже при том, что варяги были связаны со славянами. Они меняли свой культ на русское язычество порой. Известно, что варяг князь Игорь вместе с дружиной клялся славянским Перуном, поклонялся ему.

Тенденции

При этом верования постоянно менялись с годами. Изменениям подвергались уклад жизни, занятия славян. Они по-разному представляли себе мир, но одно в истории язычества Древней Руси оставалось неизменным – эта вера была тесно связана с природными силами. Это было поклонение им. Монотеистическое православие впоследствии впитало в себя тысячелетние традиции русского язычества. Прежние боги переносились на новых.

Святой Илья обладал чертами Перуна, а Параскева – чертами Мокоши. Святой Власий отражал Велеса. Русское язычество и православие тесно взаимосвязаны. И божества постоянно обрастали новыми признаками, менялись имена, появлялись новые эпитеты. Они занимали новые места в пантеоне.

Формирование славянской религии

Славянская религия формировалась на протяжении долгого периода в процессе выделения древних славян из индоевропейской общности народов во II—I тысячелетии до н. э. и во взаимодействии с мифологией и религией соседних народов. Поэтому, естественно, в славянской религии имеется значительный индоевропейский пласт. Предполагается, что к нему относятся образы бога грозы и боевой дружины (Перун), бога скота и потустороннего мира (Велес), элементы образов близнечного божества (Ярило и Ярилиха, Иван-да-марья) и божества Неба-Отца (Стрибог). Также индоевропейскими по сути являются такие образы, как Мать Сыра-Земля, связанная с ней богиня ткачества и прядения (Мокошь), солнечное божество (Дажьбог), и некоторые другие.

В первой половине 1 тысячелетие до н. э. на мифологию и религию славян оказали значительное влияние кельты и степное ираноязычное население (скифы, сарматы и аланы). По одной из версий, под воздействием кельтов находилось язычество западных (лужицких) славян, в частности формировалась архитектура культовых построек. Некоторые исследователи предполагают кельто-славянские параллели между божествами Дагда и Дажьбог, а также Маха и Макошь. У ираноязычного населения славяне видимо заимствовали само слово «бог» (которое также имело семантику «доля», ср. «богатство», «убогий»), сменившее общеиндоевропейское обозначение для божества *divъ. Вполне возможно, однако, что слово «бог» является исконно-славянским развитием пра-и.е. *bhag- «доля», испытавшим лишь семантическое иранское влияние.

Восточные славяне имели в своём пантеоне божеств предположительно иранского происхождения — Хорс, Семаргл и другие. Данные о чешских языческих богах также весьма скудны и малодостоверны. Есть свидетельства существования Перуна и Велеса, как и соответствующие топонимические факты (например., относящихся к Мокоши). Похожая ситуация характеризует и южнославянские земли. При отсутствии первичных источников оказываются (прежде всего в топономастике) следы имён Перуна и Велеса и их культа, а также некоторых других мифологических персонажей (Мокошь, Даждьбог, Троян и т. п.). При разделении праславянской общности стали формироваться племенные верования славян, имевшие значительные региональные отличия. В частности, религия западных славян, в силу исторических обстоятельств, перед началом христианизации значительно отличалась от всех прочих.

Сходная ситуация характеризует и южнославянские земли. При отсутствии первичных источников обнаруживаются (прежде всего в топономастике) следы имён Перуна и Велеса и их культа, а также некоторых других мифологических персонажей (Мокошь, Дажьбог, Троян и т. п.).

Славянские языческие идолы размещались на капище

Данные археологии и письменных источников свидетельствуют, что у славян существовали скульптурные изображения божеств (идолы). Таким образом, боги славян имели персофицированную антропоморфную форму.

Славянские идолы могли быть как деревянными, так и каменными. Один из богов восточных славян, в отличие от западных, обычно соответствовал одному идолу.

Идолов восточных славян отличает простота и грубость исполнения, тогда как у западных славян идолы были более искусными и сложными

Збручский идол, X век. Древние славяне поклонялись идолам, олицетворяющим языческих богов. Фото: upload.wikimedia.org

О внешнем виде славянских идолов можно судить по так называемому «Збручскому идолу». Кроме того, также известно описание идолов, поставленных князем Владимиром в Киеве.

Так, например, по описаниям в письменных источниках известно, что идол Перуна, поставленный в нём же князем Владимиром, был деревянным, с серебряной головой и золотыми усами

Языческие религиозные обряды древние славяне проводили на капищах.

Идолам славяне поклонялись в открытых святилищах (капищах). Наличие храмовых помещений у славян (за исключением западных) не зафиксировано, однако они вполне могли иметь место, не оставив после себя следов, будучи деревянными.

Капища могли быть огорожены, их обычным атрибутом был костёр, временный или постоянный. Византийцы и иные народы говорили о том, что славяне на капищах приносят в жертву не только животных, но и людей.

Жрец Святовита, изображённый на священном камне из Арконы. Жрецов у древних славян было мало, их заменяли гадатели, знахари, предсказатели. Фото: upload.wikimedia.org

Помимо идолов славяне поклонялись и священным камням-валунам. Вождь (князь) у древних славян совмещал в себе административные, военные и религиозные функции. жречество как сословие у восточных славян находилось только в процессе формирования, который был прерван введением христианства.

Тем не менее, жрецы языческих божеств у восточных славян в дохристианские времена, скорее всего, были. Однако гораздо больше было гадателей, колдунов и знахарей. Кроме того, для славянского язычества был характерен культ предков и особый погребальный обряд с тризной.

Силы Зла

В отличие от Велеса, Темные Боги – Чернобог, Морана (Морена) – безусловные носители Мирового Зла. Их связывали с морозом, темнотой, смертью. Соломенное чучело, которое сжигают на Масленицу, отмечая наступление весны, символизирует именно Морану, богиню смерти и холода.

Из загробного мира к людям могли приходить упыри (вурдалаки)  – так славяне называли вампиров. Поскольку упыри – страстные любители пересчитывать все, что попадается им на глаза, в курганы, где хоронили злых людей, которых подозревали в возможности превратиться в упырей, помещали мелкие предметы, которые трудно быстро пересчитать. Возможно, это объясняет знаменитую находку 1949 г., сделанную в ходе раскопок Гнёздовского могильника (Смоленск) Д. А. Авдусиным – обломки сосуда с надписью «Гороухща» или «Гороушна» — «горчица»  (перевод академика М. Н. Тихомирова). Дело в том, что горчичное семя очень мелкое, и упырь явно не успеет пересчитать до рассвета все содержимое кувшина.

Рис. 3. Гнёздовская надпись

Культы божеств

Реконструкция славянского языческого храма (Радоним)

Данные археологии и письменных источников свидетельствуют, что у славян существовали скульптурные изображения божеств (идолы). Они могли быть как деревянными, так и каменными. Идолов восточных славян отличает простота и грубость исполнения, тогда как у западных славян идолы были более искусными и сложными. Кроме того, отличительной чертой западнославянских идолов является поликефалия (многоголовость). О внешнем виде славянских идолов можно судить по так называемому «Збручскому идолу», а также по описаниям в письменных источниках: известно, например, что идол Перуна, поставленный в Киеве князем Владимиром, был деревянным, с серебряной головой и золотыми усами.

Славяне поклонялись идолам в открытых святилищах (капищах). Обычно у славян роль храма выполнял лес. Наличие храмовых помещений у славян (за исключением западных) не зафиксировано, однако они вполне могли иметь место, не оставив после себя следов, будучи деревянными. На капище проводились обряды поклонения идолам. Капища могли быть огорожены, их обычным атрибутом был костёр, временный или постоянный. Очевидно, капище было построено князем Владимиром для его пантеона, однако оно до сих пор не обнаружено археологами. Рассуждения Б. А. Рыбакова в этом отношении, поддержавшего археологов П. П. Толочко и Я. Е. Боровского, «открывших» капище Владимира, в последнее время оспариваются. Судя по данным летописей, капище Перуна было и в Новгороде, на Перыни. Оно было предположительно обнаружено советским археологом В. В. Седовым, однако и его реконструкции на сегодняшний день вызывают большие сомнения. Из славянских святилищ, обнаруженных археологами, особо выделяют также Збручский культовый центр. В последнее время высказываются предположения о том, что функцию святилищ на Северо-Западе Руси могли выполнять сопки — сакральные памятники в виде насыпей над захоронениями. По крайне мере, сама насыпь чаще всего играла больше ритуальную функцию, чем погребальную. Остатки именно такого святилища могли быть обнаружены на Перыни.

Помимо идолов славяне (как и их соседи — балты и финно-угорские племена) поклонялись и священным камням-валунам. На восточной окраине славянского пространства, до прихода сюда славян, священным камням поклонялись, очевидно, финно-угорские племена.

В письме митрополита Макария Ивану Грозному (1534 год) сообщается о том, что «скверные мольбища идольские сохранялись и до царства великого князя Василия Ивановича», а также, что в качестве мольбищ используются «лес и камни и реки и болота, источники и горы и холмы, солнце и месяц и звезды и озера».

Этапы развития славянских языческих верований

Центральное место в культуре Древней Руси занимали языческие верования, сложившиеся еще в первобытном обществе. По Б. А. Рыбакову, язычество – это совокупность дохристианских религиозных верований, выработанных в условиях первобытнообщинного строя вплоть до начала христианской эпохи.

Как и в других обществах, в славянских племенах религиозные воззрения изменялись с течением времени.

Первый этап

Ранние формы примитивной религии: магия, фетишизм (одушевление предметов) и тотемизм (почитание животных, как предков). Древние славяне обожествляли силы природы, поклонялись Матери-земле (достоверно установлено, что символ «вспаханного поля» — разделенный на четыре части квадрат с точками – это символика культа Земли). Развиты были и водяные культы: славяне считали воду стихией, из которой родился мир. Леса почитались, как жилища сверхъестественных сил. На этом этапе славянские верования больше походили на пантеизм – учение, отождествляющее Бога и мир.

В начале I тыс. н.э. славянские боги получают антропоморфную форму. Особенно почитаются Даждьбог (бог Солнца), Сварог (Отец-Небо), Стрибог (бог Ветра), Велес (бог богатства и домашних животных), Ярило (бог плодородия), Мокошь (покровительница женщин и домашнего очага). Древние славяне вели свой род от богов: в «Слове о полку Игореве» автор называет русский народ «внуками Даждьбожа). Особым почитанием пользовалось солнце, изображение громового круга: колеса, расчлененного на шесть частей. Почитали и боялись духов и сверхъестественных существ, населяющих жилище человека, сараи и бани, леса, поля, реки и озера.

Второй этап

Развивается культ Рода и Рожаниц: творца Вселенной и богинь плодородия Лады и Лели. Это культ предков, семьи и домашнего очага. Изображения Рожаниц использовался в русском прикладном творчестве вплоть до XX в., хотя этот культ вызывал особую неприязнь русской церкви. Изображений Рода не сохранилось. Во что еще верили наши предки?

  • Славяне верили в потусторонний мир, а смерть воспринимали не как исчезновение, а как переход. Хоронили либо в курганах, либо в избах-домовинах (отсюда, по В. Проппу, возник образ «избушки в лесу», где живет Баба-Яга, стражница потустороннего мира).
  • Перед захоронением в кургане тела сжигались: считалось, что так душа быстрее перенесется Ирий – славянский аналог Рая. Существует и представления о поземном мире. Структуру Вселенной в славянских представлениях можно увидеть на идолах, сохранившихся в единичных экземплярах и на традиционных русских прялках.
  • Службы богам проводились в святилищах-капищах, где стоял идол. Самый известный памятник язычества, дошедший до наших дней – Збручский идол, изготовленный на рубеже IX-X в. Грани столба покрыты барельефами в несколько ярусов. На изображениях можно увидеть представления древних славян о космосе, небе, земле и подземном царстве. Как и большинство древних народов, славяне представляли себе борьбу темных и светлых сил природы в виде смены времен года.
  • Рождение нового солнца в конце декабря (аналог кельтского Йоля), у славян получило греко-римское название коляда. А когда устраивались проводы темного божества после зимней стужи, на костре сжигали его чучело. Все славянские праздники сопровождались массовыми гуляниями и магическими обрядами.

Жрецы не выделялись в отдельное сословие: все жертвы родовым богам приносили главы семей. Волхвы же занимались гаданием и общением с мелкими духами.

Третий этап

Выделяется культ Перуна, бога-громовержца, как покровителя княжеской дружины. В русско-византийских договорах X в. русские князья клянутся Перуном (личным покровителем), а купцы – Велесом (богом богатства и торговли). В 980 г. Владимир Красно Солнышко предпринял попытку реформировать язычество, выделив Перуна главным богом. Таким образом славянские религиозные воззрения должны были стать монотеистическими.

Религиозная реформа Владимира не удалась, уже в 988 году Русь приняла христианство. Однако языческое мировоззрение продолжало существовать бок о бок с христианским. Так появилось двоеверие – сочетание новой и старой религии. А потом две непохожих веры ассимилировались, и древнерусское христианство приняло в себя языческие обряды и праздники.

Выбери ответ

Восточные славяне: верования

Как известно, сутью верований было одухотворение природы. Существовал целый пантеон славянских богов, каждый из которых олицетворял какую-то природную силу (стихию, явление). Например, был бог солнца, бог грома и другие. Но некоторые божества могли «отвечать» и за другие стороны жизни восточных славян: за любовь, за семейный очаг.

Славяне верили, что существует три мира:

  • Один из них Правь – Высший мир, мир богов.
  • Второй – Явь, это мир, в котором собственно и живут люди. Он реальный и видимый.
  • Третий мир – Навь, мир подземный. Туда отправляются умершие.

Мы знаем, что восточные славяне, расселившись с течением времени, освоили довольно просторные территории. В каждом регионе, у каждого племенного союза отличались природно-климатические условия. Это и стало причиной того, что имеются некоторые различия в верованиях древних восточных славян.

Духи восточных славян

Кроме богов, славяне верили и в существование духов. Последние были посланниками богов на земле. Они контролировали водоемы, поля, леса и даже жилища людей. Да-да, это дошедшие нас в рамках фольклора водяные, лешие, домовые и другие персонажи. Сегодня они являются героями сказок, но в древности им отводилось очень большое значение. Подробнее о них Вы можете прочесть в статье «Духи восточных славян».

Славянские боги и их почитание

Но вернемся к богам. Языческие верования славян предполагали, что существует главный бог-родоначальник. Иногда его так и называют бог Род. Другие, наиболее известные боги восточных славян – это Перун, Велес, Сварог, Стрибог, Макошь, Даждьбог, Ярило, Купала. В честь них строили особые языческие храмы, в центре которых располагались идолы того или иного божества. Принципиальным отличием славянских верований считается то, что богов не просили о прощении, их только славили. Их могли задобрить жертвоприношениями (другое их название – требы). Это делали для разных целей. Одних богов просили о хорошем урожае, других – о благополучии в семье и рождении здоровых детей, третьих – об удаче на войне и так далее. Но требы не были универсальными. Одним богам приносили мясо животных, а вот, например, женским божествам – цветы и ягоды. Обычно их приносили в храмы.

У каждого бога был свой праздник. В этот день ему поклонялись, устраивали веселые гуляния, жгли костры и пели песни. Чем громче был праздник, тем лучше. Ведь смех и пение отпугивали нечисть, как считали древние славяне.

Другие верования

А теперь подробнее о других существах. Восточные славяне, оказывается, обожествляли не только природные явления, но и духи своих предков. В каждом роду был свой главный предок (называли его род или щур, пращур). По мнению древних славян, этот предок оберегал и защищал весь род от бед. Верили и в рожаниц – предков-женщин. Ведь они помогали в семейных и домашних делах. И духам предков также приносили жертвы.

Важно сказать, что причинами всех своих бед, болезней, страданий видели гнев богов или проделки злых сил. Разумеется, что в то время еще не было четких представлений о патогенезе болезней, о бактериях-возбудителях

Поэтому и методы лечения были очень примитивными. В основном – это жертвоприношения богам, а также всевозможные заговоры, обряды и заклинания.

Восточные славяне верили в проклятья, гадания, привороты. Делали и специальные обереги и амулеты. Все это имело целью защититься от дурного глаза, от воздействия темных сил. Для этого же вышивали на одежде, полотенцах защитные узоры и орнаменты.

Капища

Если общение с духами и хранителями у славян происходило ежедневно на бытовом уровне, то обращение к богам требовало особого места. Ими стали капища, языческие святилища русичей. Так как были они деревянными, до нашего времени не сохранились. Реконструкции капищ, найденных археологами, представляют собой круглые площадки, ограниченные рвом и валом. В центре – идол божества, которому посвящено капище. Иногда вокруг него несколько идолов «младших» божков. Территория внутри капища покрывалась глиной, песком или камнями. Многочисленные следы огня и остатки каменного угля указывают на горение ритуальных костров. Находки костей животных (а иногда и человеческих черепов) говорят о том, что здесь приносились жертвы или как говорили предки — клали требы.

Служили в капищах славянские жрецы — волхвы. Они доносили до простого люда волю богов, были пророками, хранителями тайного знания.

Оцените статью
Рейтинг автора
5
Материал подготовил
Илья Коршунов
Наш эксперт
Написано статей
134
Добавить комментарий