Анафема

Великая схизма- начало католичества и православия

В силу теологических, политических и культурных причин Восточная и Западная христианская церкви всё больше отдалялись друг от друга, несмотря на заявленное единство. Примеры Акакианской и Фотиевой схизм показали, что совсем скоро дело может закончится реальным разрывом, окончательным и бесповоротным. Он и произошёл в 1054 году, став логичным итогом многовекового противостояния Константинополя и Рима.

В 1053 году константинопольский патриарх Михаил Керуларий через южноитальянских епископов (в то время они подчинялись Восточной церкви) обратился к своим западным коллегам и Папе Римскому Льву IX с резкой критикой проведения многих церемоний — от обряда причастия до Великого Поста. Более того, в Константинополе в том же году по распоряжению патриарха были закрыты латинские церкви.

В следующем году Папа направил на Восток для переговоров легатов во главе с кардиналом Гумбертом и передал с ним встречные претензии. Но Лев IX пошёл дальше — он обвинил Керулария в желании статьи «вселенским» патриархом (то есть претендовать на место Папы в иерархии) и, опираясь на «Дарственную Константина», потребовал от константинопольского патриарха подчинения. Сам глава Восточной церкви стремился избежать контактов с папскими послами, а требование о подчинении решительно отверг. Тогда 16 июля 1054 года (уже после смерти Льва IX) папские легаты возложили на алтарь храма Свято Софии грамоту, в которой, помимо прочего, говорилось: «Viedat Deus et judicet».


Карта разделения церквей. (hercegbosna.org)

Через несколько дней, 20 июля, собор в Константинополе объявил анафему всем, кто составил папскую грамоту. С этого времени Западная и Восточная христианская церкви официально разделились. Несмотря на это, во время Первого Крестового похода произошло временное сближение константинопольского патриарха и Папы Римского, но о примирении не могло быть и речи. Лишь в 1965 году анафемы были сняты.

Происхождение термина и его значение

Слово анафема пришло в нашу речь из греческого языка. Сперва оно означало “отлучение” от глагола  ἀνατίθημι — “возлагать”, “откладывать”, то есть жертва или посвящение Богу по обету. Постепенно слово изменило свое значение, и стало обозначать изгнание, либо отлучение от общества, проклятие. 

В просторечии под анафемой подразумевают проклятие, слово использовалось как бранное — анафема, анафемский. 

В Православии под словом анафема понимают:

  • чинопоследование соединяемых из иноверных к Православной Церкви;
  • чинопоследование на праздник Торжество Православия с провозглашением анафемы еретикам и догматов веры, пением “Вечной памяти” усопшим и многолетия живым;
  • анафема — публичное отлучение христианина от Церкви, запрет на участие в таинствах Церкви; извержение из членов Церкви.  

Анафема — самое строгое церковное наказание, которое следует за тяжкие грехи против Церкви — уклонение в ересь, хулу на Церковь, сознательную нераскаянность в этих грехах. Решение о предании анафеме принимается соборно и в крайне редких случаях. 

Человек, преданный анафеме, не принадлежит больше лону Церкви, он становится чужим для верных, отлучен от общения с Церковью и ее членами до тех пор, пока публично не принесет покаяние.

Многие понимают анафему, как церковное проклятие. На самом деле, Церковь не проклинает отступников, а призывает к покаянию виновных, это последний призыв одуматься. Анафема — это предание кого-то или чего-то в абсолютное владение. В церковном понимании, анафема — это передача христианина на Суд Божий. Церковь снимает с себя заботы о человеке, прекращает молитвы о нем, и передает его Богу. Объявление анафемы свидетельствует о том, что человек, хотя бы и называл себя христианином, таковым не является: его поступки, мироощущение, взгляды идут вразрез с церковными. 

Что такое анафема и когда она была наложена на Филарета

Анафема (согласно Православной Энциклопедии)- это «отлучение христианина от общения с верными и от святых таинств, применяемое в качестве высшей церковной кары за тяжкие прегрешения (прежде всего за измену Православию и уклонение в ересь или раскол) и соборно провозглашаемое. Церковную Анафему не следует смешивать с «отлучением» (ἀφορισμός), которое представляет собой временное исключение индивида из церковной общины с запретом участвовать в таинствах и (для духовных лиц) занимать церковные должности. Называемое иногда также «малым отлучением», оно в отличие от Анафемы служит наказанием за меньшие проступки, например, воровство, блуд, участие в получении церковной должности с помощью взятки и т. п., не требует соборного решения и не нуждается в соборном провозглашении для вступления в силу».

В 1992 году на тогдашнего предстоятеля Украинской православной церкви (Московского Патриархата) митрополита Киевского и всея Украины Филарета была наложена анафема. Решение принял архиерейский собор РПЦ. Причиной было нарушение митрополитом семи канонов православной Церкви. С Филарета сняли все ступени священства за “жестокое и высокомерное отношение к подведомственному духовенству, диктат и шантаж”, клятвопреступление, клевету на архиерейский собор, а также за рукоположения епископов и священников, пребывая в состоянии запрещения. По сути, бывший иерарх РПЦ тогда начал формировать раскол, наполняя свою религиозную организацию новыми иерархами.

С просьбой снять наложенную на него анафему Филарет обратился в Константинопольский патриархат еще летом. Статус Филарета являлся препятствием получения автокефалии, а удовлетворенная Варфоломеем апелляция продемонстрировала насколько серьезны намерения Константинополя дать Томос сторонникам украинской автокефалии.

Ранее «Вести» писали о том, что из Стамбула приходит противоречивая информация по поводу Томоса. Сегодня же стало известно, чтоСинод Вселенского патриархата снял вопрос об автокефалии с повестки. ни сегодня, ни завтра вопрос о томосе рассматриваться не будет. Синод Константинопольского (Вселенского) патриархата завершается 11 октября в 11.00. Затем начнется синопсис – заседание иерархов по вопросам вероучения, на который подобные вопросы вообще не выносится. Также мы рассказывали о возможных последствиях предоставления автокефалии Украине.

Тем временем, в соцсетях шутят по поводу «несчастливого октября» у Петра Порошенко в плане реализации повестки, сформулированной в предвыборных слоганах главы государства – «Армия! Язык! Вера!». Сначала в Ичне взорвался склад боеприпасов («армия»), теперь выходит, что и томос уже «не светит» («вера»), остался один язык – но и он под вопросом.

Публичное проклятие

«Предать анафеме» — что это значит? Оказаться вне тела Церкви. При анафематствовании предводителей еретиков их называли поименно, а тех, кто общается с основателями ереси и следует их учению, — «иже с ними».

В России кроме инакомыслящих предавали анафеме и политических преступников, совершивших тяжкие преступления (убийство, насилие, грабежи). Самые известные личности – это Гришка Отрепьев, Ивашка Мазепа, Емелька Пугачев и Стенька Разин. Так к ним обращались при анафематствовании.

В советские времена Разина и Пугачева ставили в один ряд с революционерами и окружали ореолом романтики. Но на самом деле они были осуждены не только светской властью, но и церковной. Отмены анафемы они не получили, так как были казнены, хотя для Мазепы повешение было символичным.

[править] Суть

Анафеме подвергаются проповедующие ересь, её виртуально-духовный аналог — расстрел перед строем. Часто является результатом острого воспаления ЧСВ, терминальных случаев ФГМ и тому подобное, ЧСХ, как у поциента, так и у провозглашающего анафему.

В интернетах по понятным причинам шире разошлось канонiчне римокатолическое (а равно и ЕРЖиное) определение анафемы — призвание на гойлову объекта всех кар небесных. Православная дефиниция, ЧСХ, травояднее:

Церковь не наказывает отлучением от себя, как не наказывает больного врач, ставя ему диагноз.
Отлучение от Церкви и есть диагноз: душа человека поражена гангреной, опухоль гордыни начала застилать глаза несчастному настолько, что он уже не видит неба, не видит ничего, кроме себя самого и своей «правоты».

Архидиакон

Практические реализации предания анафеме варьируют в широких пределах — от применения банхаммера до инъекций живительного эвтаназепама.

В особо тяжких случаях еретик может навлечь на себя помимо анафемы гнев Императора и будет выкинут в ворп, in the name of the Emperor. Также, независимо от всего вышеописанного, преданных анафеме ждут вечные муки, Страшный Суд, ад и погибель.

Алсо, выносят на лопате.

Чуть раньше, пока дружная семейка не свалила с горы, анафемой называли подарочек храму от прихожанина (типа, не для людского пользования, а для б-гов). Особенно ценились небожителями жирные бараны, изделия из драгметаллов и прочие полезные в облаках вещи. Когда особо умные расчухали, что кому-то и так жирно живётся, а баранов на всех б-гов не напасёшься, то анафемой стали называть клятву. Просто клятву.

Происхождение термина

У античных авторов (Гомер, Софокл, Геродот) означал «нечто, посвящённое богу; дар, приношение в храм», то есть чуждое обыденному употреблению.

В Септуагинте был использован для передачи древнееврейского термина ивр. ‏חֵרֶם‏‎ (херем) — нечто проклятое, отверженное людьми и обречённое уничтожению (Чис. , Лев. , Втор. , Втор. , Нав. , Нав. , Зах. ). В синодальном переводе Ветхого Завета переведён термином заклятое.

В Новом Завете слово «анафема» употребляется несколько раз апостолом Павлом:

8 Но если бы даже мы или Ангел с неба стал благовествовать вам не то, что мы благовествовали вам, да будет анафема.

9 Как прежде мы сказали, и теперь еще говорю: кто благовествует вам не то, что вы приняли, да будет анафема.

(Гал. )

Кто не любит Господа Иисуса Христа, анафема, маранафа (1Кор. )

В греческом оригинале это слово также встречается в книге Деяний, хотя и в другом переводе:

Они, придя к первосвященникам и старейшинам, сказали: мы клятвою заклялись не есть ничего, пока не убьем Павла. (Деян. )

Слово «анафема» в данном случае переведено, как «клятвою».

При этом Павел считается с установившейся синагогальным значением анафемы и не употребляет его когда речь идёт об осуждении коринфского кровосмешения (1Кор. ), показывая что христианское отлучение есть нечто отличное от ветхозаветного термина херем. В Новом Завете слово анафема встречается шесть раз: дважды в указанном выше послании апостола Павла к Коринфянами, дважды в его послании к Галатам (Гал. ), один раз в книге Деяний и один раз в послании Павла Римлянам.

Иоанн Златоуст в 16-й Беседе на Послание апостола Павла к Римлянам на вопрос «Что такое анафема?» отвечает — «анафема, то есть да будет отлучен от всех и будет чужим для всех». Сократ Схоластик в своей «Церковной истории» даёт следующее определение анафемы: «так мы, христиане, обыкновенно называем приговор против богохульника, когда своё мнение объявляем всем, выставляя его как бы на столбе».

Апостольские правила не употребляют слово анафема, заменяя его указанием «да будет отлучен от общения церковного». Епископ Смоленский Иоанн (Соколов) в своём толковании на 10-е апостольское правило пишет:

Термин анафема впервые был употреблён в канонах Эльвирского собора (начало IV века), а сама каноническая формула «если кто-либо… да будет анафема» окончательно утвердилась в канонах после Гангрского собора (ок. 340 года).

[править] Ссылки

«Анафема — опиум для народа!»

Религии и мировоззрения  Агностицизм • Адвайта • Атеизмсрач (æ • Orthodox Edition • Церковь Святого Атея) • Вуду • Даосизм • Детерминизм • Дзен • Зороастризм • Иудаизм • Ислам • Культ карго • Нигилизм • Ницшеанство • Нью-эйдж • Православиеканонiчное (РПЦборьба с инакомыслием) • Растафарианство • Синтоизм • Солипсизм • Хульство • Эскапизм
Боги и пророки  Mihole-Христос • Б-г • Будда • Иисус (Jesus Is a Jerk • Jesus lol • Jesus saves • Raptor Jesus • What would Jesus do?) • Император Человечества • Ктулху • Левашов • Ошо • Покровитель интернетов • Распутин • Спиноза • Шри Япутра
Cекты и сектанты  Аум Синрикё • Вселенные люди • Движение Объединения • ДРУГГ • Долбославие • ИГИЛ • ИПХ (Владыка Амвросий) • Источник Жизни • Каббала • КОБ • Монолит • Мормоны • РоСД • Саентология • Сатанизм ( • Лавей) • Сетевой маркетинг • Синтон • Союз православных хоругвеносцев • Тренинги личностного роста • Харизматы
Культы от балды  Inglip • Абдуловера • Джедаизм • Культ Богини (Silvy • Культ Гаечки • Харухизм) • Онотоле • Пастафарианство • Теория Разумного падения • Угнетатель • Церковь Евгения Вагановича Петросяна
Непременные атрибуты  Агасфер • Ад • Анафема • Ветхозаветные мемы • Духовность • Иван Купала • Исламский туалетный этикет • Каналы информации (Tomorrow’s Pioneers • Радио Радонеж) • Канонiчно/Православно • Нарекаю тебя Коловратом • ПГМ • Пентаграмма • Платочек • Помолясь • Принять ислам • Просветление • Свобода воли • Священная корова •
Сотворение Адама • Споры с наукой • Тайная вечеря (Святой Грааль) • Три обезьяны • Хиджаб • Шахсей-вахсей • Экзистенциальный кризис
Ревнители веры  MC Покайся • Аббатус • Агещев • Даниил • Дворкин • Димитрий-Сергий • Достоевский • Дугин • Журавлёв • Инквизиторы • Кураев • Мамонов • Мельков • Милонов • Охлобыстин • Папа римский • Патриарх • Поклонская • Проханов • Стерлигов • Сысоев • Тагава • Торквемада • Трехлебов • Фролов • Холмогоров • Энтео
Язычники  Аратов • Асов • Ахиневич • Добролюбов • Доброслав • Крада
Крамольные книги  Божественная комедия • Векторная религия • Книга Велеса • Православный ёжик • Роза мира • Священный Ахредуптусъ (Адъ и Израиль • Титановый лом) • Турбо-суслик
Ересь  Brb, church • Pope song • Pussy Riot • Ансамбль Христа Спасителя • Жопа Хэнка • Карикатуры на Мухаммеда • Матильда • Невзоров • Мы евреи • Невинность мусульман • Оскорбление чувств верующих • Чудо

Анафема – что это значит?

Итак, анафеме предают только глубоко заблуждающихся в вероучении людей. Этот крайний шаг свидетельствует о том, что “бывший” христианин не желает отступать от своих вероотступнических и враждебных Православию убеждений. Но анафема не является бесповоротным актом, который навсегда закрывает дорогу к Церкви и спасению. Для того, чтобы стать членом Церкви необходимо публично принести покаяние за содеянные прегрешения. И если церковная власть будет убеждена, что человек действительно раскаивается и он не опасен в своих суждениях для верующих, анафема снимается.

К сожалению, в истории Церкви нет покаявшихся в своих заблуждениях основателей той или иной ереси. Однако на Халкидонском соборе в 451 году была снята анафема с блаженного Феодорита и епископа Ивы Эдесского (последователи несторианства).

Процедура отлучения

В отличии от обычного мирского проклятия, анафема требует соблюдения определенного ритуала. Существует 3 степени отлучения: 1 — от святых таинств (нельзя бывать в церкви на богослужениях, причащаться, исповедоваться); 2 — от таинств, молитв и духовного общения с другими верующими; 3 — полное отлучение, изоляция от любого общения с христианами.

Первые два варианта относятся к так называемому «малому отлучению». Его налагают на провинившегося монаха или священника высшего чина временно. Обычно малое отлучение становится карой за такие грехи, как воровство, прелюбодеяние, взяточничество и пр. Полное отлучение является окончательным наказанием за самый тяжкий грех — вероотступничество.

Каноническая процедура наложения анафемы (великого отлучения) оформилась приблизительно в 340 году. Это событие приурочивают к Гангрскому собору, который созвали из-за возникновения ереси Евстафия. Борьбой с этим раскалывающим Христианскую Церковь явлением и было вызвано создание канона ритуала отлучения.

Полное отлучение провозглашается публично во время церковного собора. Изрекает анафему после детального обсуждения и вынесения решения специальный уполномоченный орган — собор архиереев или синод

Для случаев исключительной важности собирают Вселенский Собор

Анафему грешник может получить как при жизни, так и после смерти (как было с Лениным). Во втором случае душа отлученного лишается права на поминовение. О великом грешнике больше не молятся, не читают поминальных служб.

[править] Also

  • Анафема — имя (по паспорту) героини винрарной книги Пратчета и Геймана «Благие знамения». А фамилия её — Device, у разных переводчиков «Деталь», «Гаджет» или «Прибор».
  • Официально в этой стране богобан можно получить, позвонив Давыдовой Зинаиде Николаевне.
  • Anathema — амарский ковер (корабль для тайных операций) из игры EVE Online.
  • «Анафем» (именно так, без «а» на конце) — свежий роман фантаста Нила Стивенсона. Место действия — планета (спойлер: ), на которой в один не особо прекрасный момент разошлись пути науки и 95%: носители знаний почти полностью отгородились от мира в своих обителях, где в течение многих веков накапливали и перерабатывали знания, а за это время снаружи успела развиться, пережить ядерную войну и снова восстановиться внешняя цивилизация. Доставляет качественной проработанностью научной и философской терминологии чужого мира. Анафем здесь — процедура изгнания из обители.
  • Анафема — неофициальное, употребляемое богами Хаоса, имя Императора.

Анафемой мы человека не уничтожаем

«Нужна ли христианам анафема?» На этот вопрос очень легко ответить. Спросим родителей: «Надо ли наказывать детей за проступки?» Конечно, ребенок должен научиться отвечать за содеянное. Я когда-то был на конференции, посвященной воспитанию детей, и одна психолог предположила, что надо не бояться бить детей по лицу. Но ведь это унижение для человека, правда? А другая вышла и сказала, что нельзя…

И она права – человека надо наказывать, но не унижать. Это разные вещи.

Анафемой мы человека не уничтожаем. Инквизиции не надо проводить, но анафема как дисциплинарное средство должна провозглашаться Церковью в том случае, когда все другие увещевания ни к чему не привели. Предавать анафеме нельзя по политическим соображениям или под воздействием эмоций.

Что такое анафема, какой её смысл

Анафема является воспитательным актом, который главной своей целью имеет не наказание оступившегося человека, а приведение его на праведный путь. Основное определение указывает, что возложение анафемы происходит для того чтобы человек смог совершить духовное приношение богу. Во время перевода Евангелия на греческий язык этот термин был употреблен в искаженном значении – «унижение» или «проклятие». С тех пор совершение акта считается самым страшным, что может произойти с христианином.

Если изучить каноны православной веры, anathema – это высший акт наказания человека, принадлежащего к церкви. В результате он утрачивает возможность:

  • причислять себя к вере;
  • принимать участие в обрядах;
  • касаться святых;
  • совершать таинства;
  • общаться с другими верующими;
  • посещать храмы и церкви, как в дни празднований особых событий, так и в повседневности.

В христианстве считается, что даже негативные мысли несут в себе угрозу для единства и целостности церкви. Проступки и действия, направленные на раскол или изменения устоявшихся канонов подвергаются осуждению, за которым следует совершение акта порицания, которым и является анафема.

Подобное наказание предполагает полное отчуждение человека от церкви. Если он принадлежит общине, то производится его исключение. В число запретов входит и обряд причащения вином и хлебом. Подвергнуться наказанию может не только «мирянин», но и священнослужитель. Для него в случае произнесения слов порицания и совершения акта становится невозможным возвращение к занимаемой в церкви должности, совершать все положенные по канону обряды и таинства.

Наказание не получит верующий, который не грешит

Церковь не наказывает так жестко даже за самые сильные грехи и проступки сразу. Грешнику всегда дается возможность вернуться на праведный путь. Для этого он должен осознать тяжесть совершенного деяния, понять, какие последствия повлечет за собой его деятельность. Если будет признана вина, принесено покаяние, то отлучение производиться не будет. Для достижения положительных изменений с оступившимся проводятся беседы. Они необходимы для того чтобы  донести всю тяжесть и опасность поступков для души человека и веры в целом. В том случае, когда человек не приходит к покаянию или отказывается признать свою вину, не осознает ответственности, то его подвергают церковной каре под названием анафема

Важно помнить: есть временное отлучение от церкви, что не является анафемой в полной мере

История и Происхождение термина

Первые упоминания термина встречаются еще в древних текстах. В них анафема и что это такое разбирается с точки зрения приношений даров божествам, позже – единому богу. Увидеть термин можно в произведениях:

  • Гомера;
  • Геродота;
  • Софокла.

Мыслители древности упоминали об анафеме в своих трудах

О первых приданиях анафеме, как мере наказания, написано в апостольских посланиях. Считается, что официальной датой вынесения подобного наказания является IX век. Церковные осуждения известны и ранее:

  • 4 век – осужден пресвитер Арий;
  • V век – патриарх Нестория;
  • VII Вселенский Собор – придание анафеме иконоборцев.

Церковное отлучение в правилах разделяется на три степени:

  • отлучение от таинств, но позволение произносить церковные молитвы. Общаться с другими верующими также не запрещается;
  • запрет на осуществление духовных таинств и общение с верующими;
  • отлучение или изгнание из общины. В этом случае производится лишение всех привилегий, связанных с возможностью посещения церкви. Общение с верующими в этом случае запрещено.

Впервые термин встречается в канонах Эльвирского собора. Упоминание датируется началом 4 века.

Духовное осуждение Ария

Сущность и смысл анафемы

Православие предполагает расшифровку термина, как наказание за особый тяжести грех. В этом случае судить душу может только Бог. Церковь же в этом случае снимает с себя обязанности по вознесению молитв и осуществлять попечение кого-либо или чего-либо. Если требуется объяснить сущность и смысл акта наказания, то нужно сказать, что это не проклятие в прямом смысле, но символ, указывающий на отступника, как предателя. В этом случае анафема и полное значение слова для верующих – наказание, акт воспитания духовной стороны личности. Человек может называть себя христианином, но своими действиями и поступками доказывал обратное, за что и понес наказание. С момента его вынесения церковь не имеет к грешнику никакого отношения.

Утверждение церковных правил и законов

Как «наказывают» в других религиях

Анафема как форма наказания высшей церковной степени присуща всему христианству. Но и в других религиях есть свои «кнуты», только под другими названиями.
Так, в иудаизме высшей мерой осуждения считается херем – полное исключение порицаемого еврея из общины.

Постоянно враждующие течения в исламе прибегают к процедуре отлучения от веры – такфир. Слово означает «неверующий» и считается не просто оскорблением, а поводом даже развязать войну. Отлучению от веры подлежит тот человек, который отрицает фундаментальные положения ислама.

Но и в исламе, и в иудаизме, судя по всему, нет процесса помилования, как у христианства.Словарь «КП»

Провозглашение анафемы

Процесс провозглашения анафемы – констатация того факта, что человек более не принадлежит к церкви и должен до конца своих дней пребывать вне ее стен. В этом случае вина отлучаемого должна быть классифицирована, доказана и обоснована. В большинстве случаев провозглашение происходит в отношении предводителей еретиков. Если вместе с ними имеется группа последователей, то имена их не перечисляются, что позволяет сохранить возможность общения с верующими.

Случаи анафемствования

Анафематствование, как акт крайний и необходимый для сохранения силы веры, применялось с древних времен. В документах и писания имеются множественные упоминания подобных случаев.

  • 325 год – анафема арианству (Первый Вселенский Собор);
  • 518 год – отлучение от церкви епископа Севира Антиохийского (распространение ереси);
  • 680 год – анафема ряду патриархов, которые были уличены в распространении еретических взглядов;
  • 878 год – придание анафеме патриарха Фотия;
  • 1054 год – анафема патриарху Константинопольскому и кардиналу Гумберту (обоюдная);
  • 1329 год – отлучение тверского князя Александра Михайловича и его последователей;
  • 1375 год – анафема стригольникам;
  • 1378 год – отлучение от церкви Дмитрия Донского (позже он был причислен к Лику Святых);

Дмитрий Донской

  • 1667 год – наказание в отношении раскольников – старообрядцев;
  • 1775 год – анафема Пугачеву (с последующим снятием непосредственно перед казнью);
  • 1901 год – отлучение от церкви Льва Толстого (официального упоминания о событии нет ни в одном из храмов).

Отлучение Льва Толстого

В современной истории также фиксировались случае отлучения от церкви, как крайняя мера в отношении человека:

  • 1959 год – наказание в отношении Евграфа Дулумана и его последователей;
  • 1970 год – анафема в отношении В.И. Ленина со стороны Архиерейского Собора РПЦ заграницей;
  • 1983 год – наказание для последователей экуменизма (со стороны Архиерейского Собора РПЦ заграницей);
  • 1997 год – анафема Якунину Г. П. и Филарету (Денисенко).

Случай отлучения от церкви также фиксировался в 2009 году по отношению к Дементьеву О, но решение не вступило в силу, так как человек оказался некрещеным. В некоторых случаях решение о анафематствовании, как наказании – это подчеркивание особой опасности от деятельности человека по отношению к церкви или народу.

Духовные последствия анафемы

Основное значение процедуры – исключение из церковной общины. Приводит к этому официальное провозглашение с указанием имени и деяния лица, совершившего проступок или тяжкий грех и не пожелавшего принести покаяние. Духовные последствия:

  • отлучение от всех или большинства духовных таинств;
  • запрет на посещение церквей;
  • исключение из общины;
  • невозможность погребения по христианским правилам и требованиям.

В западных странах в период Средневековья придать анафеме могли человека, который был замечен в общении с тем, кто ранее был отлучен от церкви. Также он получал ограничения в праве выступать истцом и свидетелем на суде. Если преданного анафеме убивали, то это деяние не считалось преступлением. Покаяние со стороны человека могло дать ему шанс вернуться к вере.

Получить прощение возможно — нужно покаяться в грехе

Оцените статью
Рейтинг автора
5
Материал подготовил
Илья Коршунов
Наш эксперт
Написано статей
134
Добавить комментарий